Психолого-педагогическое воздействие преподавателя вузов на будущих специалистов

Психолого-педагогическое воздействие преподавателя вузов на будущих специалистов

Психолого-педагогическое воздействие преподавателя вузов на будущих специалистов

Компетентностный парадигма подготовки современного специалиста в высшем учебном заведении, в том числе и авиационно-техническом, является методологическиv для формирования не только знаниевую эрудированного в определенной сфере производства специалиста и деятельностной активного в ней, но и личностно самодостаточного, что позволит ему легко адаптироваться к различным условиям социального окружения и решать проблемные задачи, предусмотренные функциональными обязанностями и не предусмотренные ими.

Профессионально важные качества специалиста

Указанные особенности подготовки студента на основе компетентностного подхода требуют пристального внимания к формированию у него во время овладения специальностью в учреждениях высшего образования профессионально важных качеств (ПВК), которые вместе с системой специальных знаний, сформированных профессиональных умений и опыта эффективного оперирования ими составляют профессиональную компетентность выпускника.

Сформированность ПВК выпускника вуза является одним из критериев определения его профессиональной пригодности. Однако в процессе их формирования в учебно-воспитательном процессе высших учебных заведений выявлены проблемы.

Главными из них являются: пренебрежение компетентностного парадигмой подготовки специалиста, уделение внимания только когнитивном и деятельностном компонентам содержания высшего образования игнорирование значением личностного влияния научно-педагогического работника на индивидуально-профессиональный потенциал субъекта обучения; внимания ценностной направленности формирования ПВК будущих специалистов.

Читайте также  Пути повышения мотивации для получения студентами образования высокого качества

Решение этих проблем возможно при наличии государственной стратегии по формированию профессионально компетентного выпускника в отечественных вузах, разработанной с использованием зарубежного опыта и лучшего опыта ведущих вузов, которые зарекомендовали себя как сплоченные коллективы высококвалифицированных профессионалов-единомышленников, которые основной результат по подготовке студента к деятельности в определенной области видят в сформированности у него субъектности, интеллектуальной мобильности, профессионально-прикладной пластичности.

Однако решающей для решения этих проблем роль научно педагогического работника, субъекта учебной и образовательной деятельности в учреждениях высшего образования. Сформированность и действенность психолого-педагогической компетенции преподавателя (ядра его профессиональной компетентности) является, по нашему мнению, залогом производительности процесса формирования ПВК студентов и предпосылкой успешного его результата.

Профессионально важные качества специалиста

Педагогически значимые качества

Учитывая указанное, считаем, что профессиографическими компонентами его личности должны быть сформированы педагогически значимые качества:

– активная гражданская позиция (сформированность высоких моральных качеств;

– в моральном аспекте педагог должен быть таким, каким хочет видеть воспитанников, то есть он должен быть определенным образцом добродетели) высокий уровень эрудиции, владение содержанием учебной дисциплины (он должен быть динамичным в своих знаниях, активно привлекая к этому содержанию новейшие достижения науки);

Читайте также  Совершенствование методики подбора технологического оборудования во время дипломного проектирования

– мастерство владения методикой преподавания и управления учебно-познавательной деятельностью студентов (это позволит ему педагогически целесообразно организовывать обучение студентов с учетом их возрастных, индивидуально-психологических особенностей, знаниевый уровень и опыт определенной практической деятельности);

– гуманистическая направленность, развитость педагогических способностей.

Успешность формирования у студентов в процессе профессиональной подготовки ПВК зависит и от таких профессионально и личностно значимых свойств научно-педагогического работника, как сформированность навыков владения нормативным речью и развитость мышления (мышление должно быть педагогическим), оптимистичность («педагогическая мажорность»), педагогический такт.

Наиболее существенными личностными качествами научно-педагогического работника с точки зрения эффективности его влияния на формирование ПВК студентов является его социальная активность;

настоящая интеллигентность – высокий уровень развития интеллекта, образованность в области предмета преподавания, эрудиция, высокая культура поведения;

порядочность, достоинство, трудолюбие, самоотверженность;

инновационный стиль научно-педагогического мышления, готовность к созданию новых ценностей и принятия творческих решений;

способность к межличностного диалогического общения.

Преподаватель должен быть творческой индивидуальностью, что повышать как уровень мотивации студентов к овладению опытом профессиональной деятельности, так и уровень его профессиональной пригодности.

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *