Психолого-педагогическое воздействие преподавателя вузов на будущих специалистов
Компетентностный парадигма подготовки современного специалиста в высшем учебном заведении, в том числе и авиационно-техническом, является методологическиv для формирования не только знаниевую эрудированного в определенной сфере производства специалиста и деятельностной активного в ней, но и личностно самодостаточного, что позволит ему легко адаптироваться к различным условиям социального окружения и решать проблемные задачи, предусмотренные функциональными обязанностями и не предусмотренные ими.
Профессионально важные качества специалиста
Указанные особенности подготовки студента на основе компетентностного подхода требуют пристального внимания к формированию у него во время овладения специальностью в учреждениях высшего образования профессионально важных качеств (ПВК), которые вместе с системой специальных знаний, сформированных профессиональных умений и опыта эффективного оперирования ими составляют профессиональную компетентность выпускника.
Сформированность ПВК выпускника вуза является одним из критериев определения его профессиональной пригодности. Однако в процессе их формирования в учебно-воспитательном процессе высших учебных заведений выявлены проблемы.
Главными из них являются: пренебрежение компетентностного парадигмой подготовки специалиста, уделение внимания только когнитивном и деятельностном компонентам содержания высшего образования игнорирование значением личностного влияния научно-педагогического работника на индивидуально-профессиональный потенциал субъекта обучения; внимания ценностной направленности формирования ПВК будущих специалистов.
Решение этих проблем возможно при наличии государственной стратегии по формированию профессионально компетентного выпускника в отечественных вузах, разработанной с использованием зарубежного опыта и лучшего опыта ведущих вузов, которые зарекомендовали себя как сплоченные коллективы высококвалифицированных профессионалов-единомышленников, которые основной результат по подготовке студента к деятельности в определенной области видят в сформированности у него субъектности, интеллектуальной мобильности, профессионально-прикладной пластичности.
Однако решающей для решения этих проблем роль научно педагогического работника, субъекта учебной и образовательной деятельности в учреждениях высшего образования. Сформированность и действенность психолого-педагогической компетенции преподавателя (ядра его профессиональной компетентности) является, по нашему мнению, залогом производительности процесса формирования ПВК студентов и предпосылкой успешного его результата.
Педагогически значимые качества
Учитывая указанное, считаем, что профессиографическими компонентами его личности должны быть сформированы педагогически значимые качества:
— активная гражданская позиция (сформированность высоких моральных качеств;
— в моральном аспекте педагог должен быть таким, каким хочет видеть воспитанников, то есть он должен быть определенным образцом добродетели) высокий уровень эрудиции, владение содержанием учебной дисциплины (он должен быть динамичным в своих знаниях, активно привлекая к этому содержанию новейшие достижения науки);
— мастерство владения методикой преподавания и управления учебно-познавательной деятельностью студентов (это позволит ему педагогически целесообразно организовывать обучение студентов с учетом их возрастных, индивидуально-психологических особенностей, знаниевый уровень и опыт определенной практической деятельности);
— гуманистическая направленность, развитость педагогических способностей.
Успешность формирования у студентов в процессе профессиональной подготовки ПВК зависит и от таких профессионально и личностно значимых свойств научно-педагогического работника, как сформированность навыков владения нормативным речью и развитость мышления (мышление должно быть педагогическим), оптимистичность («педагогическая мажорность»), педагогический такт.
Наиболее существенными личностными качествами научно-педагогического работника с точки зрения эффективности его влияния на формирование ПВК студентов является его социальная активность;
настоящая интеллигентность — высокий уровень развития интеллекта, образованность в области предмета преподавания, эрудиция, высокая культура поведения;
порядочность, достоинство, трудолюбие, самоотверженность;
инновационный стиль научно-педагогического мышления, готовность к созданию новых ценностей и принятия творческих решений;
способность к межличностного диалогического общения.
Преподаватель должен быть творческой индивидуальностью, что повышать как уровень мотивации студентов к овладению опытом профессиональной деятельности, так и уровень его профессиональной пригодности.