Сегодня актуальна идея профессиональной подготовки управленцев общеобразовательными учебными заведениями, которая осуществляется в два этапа: приобретение высшего педагогического образования и дополнительного высшего образования в области менеджмента организаций.
Существенное влияние на развитие современной системы образования имеют экономические условия, развитие рынка образовательных услуг, становления образования как отрасли экономики. В условиях рынка конкурентоспособность обеспечивается широким спектром профессиональных качеств руководителей образовательных учреждений, имеющих определенную управленческую подготовку.
Закрепление в педагогической науке понятий «управление», «образовательный менеджмент» вызвано объективной необходимостью и необходимостью использования общих закономерностей и теоретических основ научного управления на практике. Все это предъявляет повышенные требования к компетентности будущего управленца в высших учебных заведениях.
Проблема управленческой компетентности в образовании является наиболее сложной. Которая объединяет стремление не только обогатить профессиональную культуру и компетентность специалиста знаниями основ менеджмента, но и обосновать и доказать практическую целесообразность использования научных достижений менеджмента в педагогической деятельности, в области управления образовательными учреждениями.
Инновационная деятельность образовательных учреждений является одним из стратегических направлений в образовании. Это является условием выживания образовательного учреждения, гарантией социальной безопасности ее воспитанников и всех участников педагогического процесса.
Формирование управленческой компетентности у будущих руководителей общеобразовательного учебного заведения в магистратуре
Это логично определяет и предмет исследования — обоснование содержания управленческой компетентности будущих руководителей общеобразовательных учебных заведений.
Цель исследования — определить основные педагогические основы формирования управленческой компетентности будущих руководителей общеобразовательных учебных заведений в магистратуре, психолого-педагогические и профессиональные факторы содержания и структуры готовности руководителя ОУЗ к управлению инновационной деятельностью.
При осуществлении исследования мы пользовались двумя группами методов: теоретические: изучение и анализ философской, социологической, педагогической, экономической и психологической литературы и источников с выбранной проблемы, сравнение, обобщение; эмпирические: изучение опыта по вопросам управления, наблюдения, беседы, анкетирование.
Основой исследования выступает понимание нами понятие компетентности как чрезвычайно сложного личностного образования. Включающая в себя осознанно мотивационный, содержательно-деятельностный, интеллектуальный, коммуникативно-методический, результативный и прогностический компоненты формирования управленческой компетентности у будущих руководителей общеобразовательного учебного заведения в магистратуре характеризуется совокупностью его личностных качеств по данному виду деятельности.
Руководитель общеобразовательного учреждения — это творческая высокообразованная личность. Он должен обладать современными знаниями и умениями в области менеджмента и инновационной педагогики, иметь высокие моральные, эстетические, коммуникативные, мировоззренческие и другие качества.
Руководитель, демонстрирует высокий уровень к управлению инновационной деятельностью в каждой компонентой отдельно. Соответственно, в большинстве случаев, более готов к успешному управлению в целом.
Содержание готовности будущего руководителя ОУЗ к управлению рассматривается нами как интегративная характеристика высокой мотивации к инновационной образовательной деятельности и управления ею, профессиональных знаний и умений по управлению инновационными процессами.
Обобщение теоретических основ позволили составить такое представление о профессионализме управления как результат осознанной целенаправленной деятельности. Предполагает определенный уровень профессиональной компетентности менеджера образования как руководителя образовательного учреждения.
Управленческая компетентность менеджера образования — это органический комплекс общих и специальных знаний, умений, навыков, способностей, обеспечивающих эффективность управления учебным заведением в современных условиях, состоит из ряда компонентов, обусловлены функциями менеджера образования: экономического, планово-прогностического, стратегического, организационного, контролирующего, информационно-аналитического.