Самовыражение будущего руководителя в магистратуре
В современных исследованиях понятие «самовыражения» определяют как: сознательный целенаправленный процесс раскрытия и опредмечивания сущностных сил личности в ее разнообразной социальной и профессиональной деятельности.
Элементы познавательно-творческого взаимодействия
Ради формирования готовности к самовыражения будущих руководителей, содержание учебно-воспитательного процесса должен быть наполнен в основном творческой деятельностью студентов и включать следующие основные элементы их познавательно-творческого взаимодействия:
— Побудительно -мотивационная работа (студенты не только воспринимают мотивационные и целевые объяснения преподавателя, но и самостоятельно конструируют собственные мотивы, определяют личные цели и задачи работы на пространстве указанного учебного модуля)
— Первичное усвоение теоретического материала (обучающиеся, во время лекции, объяснения нового материала с помощью различных механизмов творческой деятельности учащихся переоформлять, трансформировать в соответствии с собственным пониманием и степенью готовности определения основных понятий, толкование закономерностей, обобщений, составляют проблемные, эвристические вопросы к теме и т. п.);
— Самостоятельная проблемно-поисковая деятельность по осмыслению и углубление новых теоретических знаний (студенты обращаются к определенным источникам, чтобы ответить — устно или письменно — на конкретные проблемы, уточнены во взаимодействии с преподавателем на предыдущем этапе)
— Самостоятельная репродуктивная, поисковая, эвристическая работа завершенный характер для формирования эвристических способов деятельности, развития познавательных и рефлексивных умений и навыков;
— Итоговая самостоятельная эвристическая или креативная работа (по выбору) как создание личностно значимого творческого продукта, качество которого становится решающим при диагностике и оценке усвоения учебного модуля
— Коррекция выполненной итоговой творческой работы (по желанию автора) с целью совершенствования и получения высшей оценки.
Формирование готовности к самовыражению
Важное педагогическое требование к формированию готовности к самовыражению, во время образовательного процесса — непрерывность, преемственность и привлечение студентов к активной образовательной сфере, к самостоятельному управлению творческим процессом, что позволяет им на любом образовательном уровне не только развивать готовность к самовыражению и творческий потенциал , но и сформировать потребность в дальнейшем самопознании, творческом саморазвитии и самовыражении, сформировать объективную самооценку
Итак, для профессионального самовыражения в свете личностного подхода к образованию особое значение имеют методы обучения (активные творческие, исследовательские, проблемные, индивидуальные, комбинированные, эвристические, репродуктивные, проектные, частично-поисковые, производительные методы, методы познавательно-творческой деятельности, аналитическая беседа, проблемное консультирование).А так же методики программно-алгоритмического типа, интерактивные технологии («брейн-сторминг» (мозговой штурм), анализ ситуации, дерево решений, синтез мыслей), развивающие, обеспечивают свободную самостоятельную поисковую деятельность обучающегося, в больших массивах информации.
Основной задачей преподавателей во время учебно-воспитательного процесса является создание свободной атмосферы. Которая направленна на обеспечение комфортности общения, уверенности в своих силах, творческих потенциях, а также использование необходимых методов, приемов, методик, форм, видов учебной деятельности, направленной на творческое самовыражения будущих руководителей в условиях высшего педагогического учебного заведения, учитывая их индивидуальные и психические особенности.