Установлено, что повышению мотивации студентов-медиков к предмету «Иностранный язык» будет способствовать:
— максимальная направленность процесса изучения ИЯ на профессионально-практические интересы студентов-медиков;
— разрешение противоречий между имеющимся уровнем активности на занятиях, уровнем знаний ИЯ студентов-медиков и требованиям, которые возникают перед специалистами в современных условиях;
— совершенствования методологических, методических и организационных основ иноязычной подготовки.
Анализ научно-педагогической литературы и опыт практики свидетельствуют о значительном потенциале дисциплины «Иностранный язык» в обучении и воспитании будущих медиков и формировании всех компонентов их профессиональной культуры. Однако, по нашему мнению, в ракурсе осуществляемого исследования прежде всего целесообразно остановиться на проблеме формирования мотивационного компонента. То есть соответствующей мотивации студентов-медиков к качественному и эффективному овладению иноязычной коммуникацией как необходимым фактором их профессиональной культуры.
В современном научно-педагогическом наследии немалое количество как теоретических, так и практических исследований связаны с проблемой мотивации студентов к изучению ИЯ. Анализ этих исследований и опыт практики свидетельствуют, что в процессе формирования мотивации к изучению ИЯ студентами медицинских вузов важно учитывать ряд факторов. Во-первых, в медицинском учреждении мотивация студентов к изучению ИЯ носит второстепенный характер (в отличие от языковых вузов, где она выступает как основная). Во-вторых, для правильного формирования мотивации преподаватели дисциплины «Иностранный язык» в медицинских вузах должны учитывать тот факт, что мотивация студентов первого курса является формирующейся и носит внешний характер. Обусловленный досугом или культурно-умственным развитием. Поэтому в обучении ИЯ студентов сначала необходимо опираться на общекультурные мотивы, а не на профессиональные. Которые появляются лишь впоследствии.
Формирование мотивационного компонента в процессе изучения ИЯ студентами- медиками осложняется еще и следующими факторами:
— Отсутствие представления студентов о возможностях и перспективах применения ИЯ в условиях профессиональной деятельности;
— Отсутствие четко сформированного субъективного отношения к ИЯ на момент поступления в медицинский вуз — многие студенты имеют опыт разочарования от неоправданных надежд самостоятельно общаться ИЯ и неуверенность в своих возможностях. Не знают, как использовать языковые знания в дальнейшей профессиональной деятельности. Соответственно, у них формируется отношение к ИЯ как к необязательного предмета;
— Ограниченность во времени, большой объем учебного материала, существенная разница в уровне подготовки студентов в рамках группы.
Все эти факторы демотивируют студентов в пользовании языком как средством профессионального общения и еще раз доказывают необходимость формирования должной мотивации студентов к изучению ИЯ. Без которой невозможна свободная ориентация в иноязычной среде, свободная работа с профессиональной литературой для получения информации. Необходимой для выполнения профессиональных обязанностей связей.
Анализ практики преподавания дисциплины «Иностранный язык» в медицинских вузах дает основания утверждать, что:
— для выработки надлежащей мотивации система подготовки будущих медиков с ИЯ не должна базироваться исключительно на усвоении определенного объема знаний, предусмотренного учебным планом и учебными программами;
— она не должна быть ограничена регламентом практического занятия;
— упражнения для студентов должны носить интересный познавательный характер и быть связанными с будущей профессиональной деятельностью.
Установлено, что повышению мотивации студентов-медиков к предмету «Иностранный язык» будет способствовать:
— максимальная направленность процесса изучения ИЯ на профессионально-практические интересы студентов-медиков;
— разрешение противоречий между имеющимся уровнем активности на занятиях, уровнем знаний ИЯ студентов-медиков и требованиями. Которые возникают перед специалистами в современных условиях;
— совершенствование методологических, методических и организационных основ иноязычной подготовки (целеустремленность организации занятий, содержательное наполнение курса, конкретизация действующих программ по ИЯ, разработка учебных пособий и учебно-методических материалов для студентов с различным уровнем подготовки и для каждой специальности, широкое использование профессионально ориентированных текстов). Связь практики обучения иноязычной речевой деятельности со специальными учебными предметами и учебно-профессиональной деятельностью.
Сформированность соответствующей мотивации студентов-медиков к изучению ИЯ является основой для организации и реализации качественной учебно-познавательной деятельности с иноязычной коммуникации. В процессе которой обеспечивается формирование познавательного и операционно-деятельностного компонентов профессиональной культуры будущих медиков. По общеевропейскими Рекомендациями, студенты не языковых вузов в процессе учебно-познавательной деятельности с иноязычной коммуникации должны овладеть общеупотребительной и профессионально ориентированной ИЯ. Причем на начальном этапе обучения студенты узнают материал общего характера (циклы обучения грамматики, лексики, орфографии и пунктуации вообще классической ИЯ). А на последующих этапах — профессионального (изучение грамматики, лексики и стилистики собственно медицинской ИЯ). В процессе этого познавательная деятельность осуществляется на основе межпредметных связей. То есть сочетание курса ИЯ с клиническими дисциплинами и дисциплинами общего медицинского цикла.