Повышение эффективности самостоятельной работы и контроля знаний по высшей математике
Повышение эффективности самостоятельной работы и контроля знаний по высшей математике
Математика является основой успешного усвоения подавляющего большинства специальных дисциплин. Фундаментальная подготовка специалистов по экономическим, технологическим и инженерным специальностям требует знаний основных разделов высшей математики.
Изучение высшей математики в университете надо начинать с проверки усвоения основных положений элементарной математики: алгебре, геометрии, тригонометрии, на которых основывается высшая математика.
Такая проверка знаний и умений студентов позволяет внести необходимые коррективы как при преподавании нового, так и при закреплении пройденного материала. Проведение и анализ так называемого «нулевого контроля» (выполнение студентами первого курса в начале учебного года контрольной работы по элементарной математике) выявит необходимость введения дополнительных занятий по элементарной математике, что в дальнейшем будет положительно влиять на математическую подготовку студентов.
В условиях дефицита времени, отводимого на курс высшей математики, от студентов требуется дополнительная самостоятельная работа по изучению тех разделов, которые были пропущены или плохо изучены в школе. В случае неудовлетворительной оценки студент исправляет ошибки, получает соответствующую консультацию преподавателя и только потом заново выполняет контрольную работу по этой же теме.
Следует отметить большое значение работы преподавателей на этом этапе
Проведение качественных консультаций и контрольных работ, определение знаний успешных и слабых студентов позволяет преподавателю создать условия для обучения конкретной группы, использовать наиболее эффективные формы организации и контроля СРС.
При разработке учебных задач преподавателями учитывается принцип профессиональной направленности вузовского обучения, который обеспечивает профессиональную мотивацию учебной деятельности. Особенно актуально соблюдение этого принципа на первом курсе, когда формируется система основных умений и навыков, которые студенты будут использовать при овладении профессиональными дисциплинами.
Контроль и проверка знаний и умений студентов (предыдущая, текущая, периодическая, тематическая, итоговая) осуществляется через:
— специальные уроки опроса;
— самостоятельные и контрольные работы;
— взаимоконтроль и самоконтроль;
— зачеты и экзамены с использованием тематических тестов.
Принятый метод контроля и оценки знаний студентов позволяет преподавателю оперативно следить за уровнем усвоения каждой темы и принимать соответствующие решения о проведении дополнительных занятий, консультаций или индивидуальной работы со студентами.
Первым разделом высшей математики (модуль №1), который изучают студенты-первокурсники, есть элементы высшей алгебры. При изучении этого раздела на самостоятельную проработку вынести понятие определителя, вычисление определителей третьего и четвертого порядков, свойства определителей и вычисления обратных матриц. Далее особое внимание следует обратить на решение системы линейных алгебраических уравнений) СЛАУ.
На СРС следует оставить метод Крамера, который опирается на вычисление определителей. Проверку правильности решения СЛАУ следует сделать методами обратной матрицы и методом Жордана-Гаусса. Последний метод нуждается в достаточном количестве для усвоения. Этот метод используется при изучении раздела линейного программирования.
Следующий раздел — элементы аналитической геометрии
При изучении этого раздела особое внимание следует обратить на применение аналитической геометрии при решении задач механики и технологии производства на примере использования математических методов для вычисления значений параметров технологических процессов. Аналитическая геометрия применяется при решении большинства механических и математических задач в технических специальностях. С помощью аналитической геометрии в пространстве находим координаты линии пересечения плоскостей с геометрическими фигурами. В разделе «Аналитическая геометрия» на СРС следует вынести темы: уравнения линий и плоскостей, уравнения кривых второго порядка, уравнения плоскостей и поверхностей в пространстве. Изложенные выше положения являются содержанием первого модуля раздела «Высшая математика».
Усиление в учебном процессе роли самостоятельной работы и проверки знаний студентов в сочетании с методическим обеспечением дает возможность студентам не только получить профессиональные знания, а учиться пополнять их в течение всей профессиональной деятельности.