Оценка качественных свойств потенциальных работников предприятий розничной торговли
Оценка качественных свойств потенциальных работников предприятий розничной торговли
Методика оценки качественных показателей свойств потенциальных работников выступает в виде специальных методов, средств и приемов получения, обработки и анализа социально-экономической и социально-психологической информации. С одной стороны определяются необходимые свойства персонала для осуществления торгово-технологического процесса предприятия, а с другой — имеющиеся свойства кандидата на заполнение вакансии.
На практике наиболее распространенными являются следующие методы: наблюдение, анкетный опрос, интервью, тестирование.
Исходя из теоретических положений исследования, доказана целесообразность направленности экспертной оценки по следующим направлениям анализа свойств: биологические и социальные свойства, а также экономические свойства человека работника / владельца.
Результаты экспертной оценки в предприятиях розничной торговли показали, что существует потребность по:
— человека биологической в свойствах неординарного и гибкого мышления, терпеливого отношения друг к другу
— человека социальной в свойствах создания благоприятных отношений в коллективе, защиты коллективных интересов;
— человека экономического в свойствах ориентации к совместным действиям, улучшение отношений между работниками, делового сотрудничества.
Такое положение способствует возникновению конфликтов и стрессов среди работников и развития кризиса персонала, а также не создает условия для развития антикризисного мышления и формирования позитивного отношения к изменениям.
Исходя из результатов проведенных исследований, в высших учебных заведениях необходимо уделять внимание такой направленности подготовки специалистов.
На уровне подготовки бакалавров распространять активные методики обучения, реализацию психолого-дидактических закономерностей в процессе проведения игр. В практике высшего образования рассматривают такие активные методы обучения: анализ конкретной ситуации, «мозговая атака», разработка коллективных проектов в малых группах и т.д.;
Подготовка и проведение деловой игры: разработка формы и содержания игры; методическое обеспечение игры; разработка блок-схемы игры; распределение ролей в игре; роль преподавателя в игре; анализ проведения игры: приобретенный опыт и возможные ошибки.
Пример задач, выполнение которых позволят приобрести необходимые навыки:
1. Разработать игровую ситуацию по теме курсовой работы по специальности.
2. Подготовить ролевую игру «Представители различных педагогических концепций методики преподавания» (репродуктивный метод, проблемный метод). Роли: студенты — родители — преподаватели.
3. Организовать конкурс «педагогических ситуаций на предприятии».
4. Проведение игры «Принятие управленческих решений».
5. Проведение тренинга курса по созданию гибких модульных комплексов игровых занятий по конкретной специальности.
6. Анализируя студенческие разработки игр, необходимо выяснить:
— либо возрастной категории это будет интересно;
— как произвести установку и разъяснить задачи;
— как подвести итоги игры;
— кто был лидером и почему.
На уровне подготовки магистров во время преподавания дисциплины «Методика преподавания специальных дисциплин» желательно предусмотреть тему «Экономическое мышление и поведение», в которой освещать следующие вопросы: классическая схема: иерархия — культура — рынок; концепция экономического образа мышления; составляющие экономического поведения: мотивация, мышление, поступки; влияние культуры на формирование поведения; формирование культуры предпринимательства; проблемы формирования и развития социально зрелой личности, формирования экономического образа мышления; изучать концепцию непрерывного экономического образования. Также на практических занятиях необходимо обеспечивать приобретение студентами устойчивых навыков самостоятельного анализа и оценки наиболее распространенных предпринимательских, экономических и технико-технологических явлений и др.