Направления повышения качества организации самостоятельной работы студентов
Направления повышения качества организации самостоятельной работы студентов
Значительное увеличение количества часов, отводимых на самостоятельную работу студентов — одно из основных требований Болонского процесса. Самостоятельное изучение отдельных разделов дисциплины предусматривает и самоконтроль усвоения материала.
Самоконтроль студентов усвоенного материала предполагает последующий контроль знаний со стороны преподавателя. Для проверки результатов самостоятельной подготовки студентов высших учебных заведений преподаватели должны использовать самые разные формы контроля, для студентов всегда являются источниками определенных волнений. Причинами этих волнений и, как результат определенного стрессового состояния, являются неуверенность в личных знаниях, не желание вызвать у преподавателя негативного взгляда на себя, некоторые не комфортность условий контроля, ограниченность времени на обдумывание и др.
Современные подходы к организации учебного процесса в высших учебных заведениях выдвигают большие требования к организации самоподготовки студентов через внедрение компьютеризации учебного процесса с использованием возможностей интернет-индустрии — создание электронных учебников, методических разработок для самостоятельного освоения различных учебных дисциплин.
Интернет-индустрия начала развиваться сразу после своего возникновения
Данные об опросе студентов в 2009 году показывают, что около 80% из них заинтересованы в электронных изданиях всех видов учебной литературы.
Для снятия психологического напряжения при контроле знаний студентов преподавателем в виде тестирования, большое значение приобретает разработка wеb-страниц с привлекательным дизайном и возможностью дальнейшей программной реализации.
Сообщений о wеb-дизайн много. Актуальным считается разработка алгоритмов создания оптимальной структуры wеb-страниц, которые бы позволили формировать модульную сетку сайта.
Сегодня существует много эффективных методик, связанных с разработкой структуры wеb-страниц, которые предлагают повысить внимание к дизайну сайтов, проводить отбор наиболее показательных вариантов дизайна сайтов. Для этого отбора используются методы математической статистики.
Одной из возможностей устранения перечисленных причин можно считать правильно организованный самоконтроль знаний. В качестве средств такого самоконтроля в условиях широкого распространения современных возможностей вычислительной техники, важную роль наряду с электронными изданиями учебников и методических разработок могут приобретать различные тестовые задания, которые, по мнению многих авторов, должны быть построены по определенным правилам.
Так, в частности, они должны:
— предоставлять возможность для оценки различных учебных материалов или отражений;
— выдавать диагностику ответы сразу после оценивания;
— не иметь ограничений по времени для обдумывания ответа;
— обязательное отсутствие неправильного ответа.
Желательно для использования этих правил предусматривать различные виды тестовых заданий, а именно — обучающие, контролирующие, дополняющие и т.д.
Программы тестирования, как интегрированное средство обучения, должны иметь удобный и простой в использовании интерфейс. Программа должна учитывать работу с широким кругом пользователей, имеющих разный уровень подготовки. Для программ подобного вида чаще всего используется язык программирования Borland Delphi, как один из самых популярных на сегодня инструментов построения информационных систем.
Borland Delphi имеет преимущества, а именно:
— удобное отработки иерархии объектов;
— высокие возможности приложений;
— низкие требования к возможностям компьютеров.
Создание программ такого диапазона предоставляет студентам возможность интерактивного обучения и тестирования по различным курсам, связанным с компьютерными технологиями.
Наличие таких программ и тестовых заданий по большинству разделов дисциплин студентами, предоставляет возможности тщательного самоконтроля, а также качественной подготовки к различным формам контролю знаний, проводимых преподавателем.
Настоящее отличается глобальным проникновением вычислительной техники и компьютерной технологии в различные сферы деятельности человека, и особенно в сферу образования. Поэтому использование компьютерных обучающих программ с элементами тестирования, предоставляют возможности для новых видов обучения, таких как интерактивное и дистанционное.