МОДЕЛЬ смешанного обучения — «ЗА» и «ПРОТИВ»
«Смешанное обучение» (англ. Blended learning) не является универсальным инструментом, который однажды перевернет все обучение с ног на голову, но это тот инструмент, который поможет нам посмотреть на процесс получения знаний немного другими глазами, изменит наше отношение к технологиям и самое главное — даст возможность попробовать себя в новой роли.
«Смешанное обучение» — это методика формального образования, согласно которой студент усваивает одну часть материала онлайн, частично самостоятельно управляя своим временем, местом, путем и темпом обучения, а другую часть материала изучает в аудитории. В то же время, все активности на протяжении изучения того или иного предмета логически связаны между собой и, как результат, студент получает целостный учебный опыт.
Современное образование активно внедряет смешанное обучение в образовательный процесс.
Но стоит отметить, что далеко не каждый понимает назначения и потребность в смешанном обучении. Рассмотрим основные характеристики смешанного обучения. Прежде всего, оно персонализированное. Что это значит? Этот метод учитывает индивидуальные потребности каждого ученика, а не целого класса в целом. Таким образом достигается максимальный эффект от урока. Во-вторых, метод предполагает мастерство (равное качества) изучение того или иного материала, то есть студент продолжает изучать следующую тему получает оценку только тогда, когда он / она усвоили основной концепт.
То есть, когда студент чувствует, что он / она готов (-а) продемонстрировать свою осведомленность в теме, тогда он / она проходит тест / сдает финальное задание. Студентам не нужно ждать, пока преподаватель скажет «Пришло время сдавать тест». В-третьих, высокие ожидания до студента означают, что каждый должен четко прописаны стандарты, которые готовят его / ее к успеху в учебе и в дальнейшей карьере, и старательно придерживается их. Наконец, право на автономность / самостоятельность студента, то есть каждый человек имеет навыки, информацию и инструменты, которые помогут ему / ей в управлении собственным процессом обучения.
Рассмотрим критические взгляды на данный метод обучения.
Возникает вопрос утверждение «online обучения с элементами частичного контролястудентов». В программе смешанного обучения предполагается, что студент будет выполнять часть своей задачи используя Интернет. Это вовсе не означает, что должны использоваться такие вспомогательные средства, как онлайн вычисления, графика и Google Docs. Онлайн-обучение предполагает большее количество задач от учителя, выполненных на основе доступа к сети и личного кабинета. В данном случае учитель должен выполнять роль контролера и наставника. Проверку осуществляет сама система, согласно критериям. Следующим камнем противоречий является не постоянное (обязательное) посещение студентом учебного заведения.
Имеется в виду, что пропущенное занятие отрабатывается до указанного преподавателем срока, в удобное время и удобном месте, где есть доступ к сети. Это заставляет сомневаться в самостоятельности выполнения заданий. Интегрированный опыт обучения тоже вызывает противоречия. Во время смешанного обучения предполагается использование видео-, аудио- и текстовых источников информации для получения необходимых знаний. Противоположным методом традиционного обучения является индивидуальная подготовка реферата или доклада и его представления перед аудиторией.
Для внедрения смешанного обучения используются шесть основных моделей обучения:
1) Face-to-Face Driver Model
С помощью этого подхода внедрения онлайн инструкции предоставляются отдельно каждому студенту из аудитории на выполнение определенного задания. Это позволяет студентам дополнительно попрактиковаться с определенного вида работы на занятии и получить дополнительные знания по отдельной теме.
2) Rotation Model
Эта модель смешанного обучения предполагает или работу он-лайн, или во время занятия с преподавателем. Данная модель чаще используется для студентов с низким уровнем языка, так как контроль преподавателя в данном случае является весомым.
3) Flex Model
С использованием данной модели материал в первую очередь рассылается через Интернет. Кроме того, преподаватели должны быть обеспечены он-лайн поддержкой. Обучение — самоуправляемое, так как студенты самостоятельно независимо учатся и практикуются.
4) Online Lab Model
Модель онлайн лаборатории дает возможность получить доступ именно к материалам, подготовленных преподавателем. Предполагается, что студент учится самостоятельно, но осуществляет доступ в лабораторию с одного компьютера. Проверка самой работы в таком случае осуществляется системой без постороннего вмешательства в учебную среду студентов.
5) Self-Blend Model
Популярная в высших учебных заведениях, позволяет студентам заниматься за пределами своего учебного заведения. То есть студент сознательно осуществляет поиск информации для углубления собственных знаний.
6) Online Driver Model
Противоположной аудиторно управляемой модели является онлайн управляема. Учебный материал подается через Интернет, устанавливаются срок
выполнения и количество попыток. Она очень подходит для студентов, нуждающихся в гибкого графика обучения.
Таким образом, шагая в ногу со временем, в образовательный процесс постоянно входят новые методы обучения. Несмотря на быстрый темп развития технологий, просто жизненно необходимо подкреплять современное образование ведущими технологиями, обеспечивая, таким образом, эффективно обучение и дальнейшее использование студентов тех или иных технологий.