Математика — прежде всего это понимание и умение логически строго работать с формально описанными идеальными объектами: числами, фигурами, функциями и тому подобное. Также это навыки формализовать реальные операции, умение перевести их на язык математических объектов и задач. Математика формирует и развивает такие важные для освоения других отраслей знаний обще интеллектуального умение как анализ, синтез, обобщение, аналогия, абстрагирование, умение формулировать проблему, формализовать ее количественные и качественные стороны, моделировать, выдвигать гипотезу.
Математические методы имеют большую степень универсальности, основой чего является язык математики
Если исследователи различных специальностей часто говорят об одном и том же проблему совсем по-разному, изучают различные ее особенности, то перевод проблемы на язык математики сразу обнаруживает общие закономерности и даже может дать уже готовое решение, полученный ранее в другой области знаний и для других целей. Так, свежий взгляд математиков на экономику позволил выявить несколько нетривиальных закономерностей, которые управляют движением денежных потоков и ценных бумаг. В 2006 году в авторитетном физическом журнале «Physical Review Letters» вышла статья японских эконофизики, которые сравнили динамику фондовых рынков с фазовыми переходами в системе конденсированных сред.
Все отрасли экономики и культуры, государственные органы управления нуждаются в специалистах, сочетающих высокую профессиональную компетентность со способностью эффективно работать в новых социально-экономических условиях. Но формирование высококвалифицированного специалиста, обладающего общими основами науки управления, специфическими знаниями и умениями в области, невозможно без изучения фундаментальных дисциплин математического цикла как основы аналитической составляющей профессиональной компетентности.
Блок математических дисциплин является основой для понимания и усвоения таких дисциплин как статистика, анализ хозяйственной деятельности, экономика предприятия, деньги и кредит, бухгалтерский и управленческий учет и тому подобное.
Уровень математической подготовки специалиста с высшим образованием должен быть высоким
Что обеспечит ему использование математических знаний в самостоятельной творческой работе и практической деятельности. Совокупность математических знаний, умений и навыков, определенная математическая культура обеспечивает возможность качественного обработки экономической информации.
Для студентов экономической специальности имеет смысл увеличить роль прагматической составляющей математической подготовки. Направленной на формирование математической культуры управленческого мышления будущих специалистов.
Нужно сместить акцент с формальной усвоения математических знаний на их осознание, осмысление и практическое применение. Создать условия для формирования у студентов самостоятельности суждений, самосовершенствование для повышения будущей конкурентоспособности на рынке труда.
В новых ОПП не только увеличено количество часов по математической подготовки, но и предусмотрены качественные изменения такой подготовки. В частности большее внимание уделяется «Экономико математическому моделированию». Которое рассматривается как отдельный самостоятельный блок. Курс математики становится целенаправленным, открывает перспективы практического применения приобретенных знаний.
Одним из прогрессивных методов, широко применяется в современной науке, в первую очередь в ее прикладных областях, является моделирование
Моделирование позволяет ускорить технический прогресс, существенно сократить сроки освоения новых производств. Широкое распространение идеи и методов математического моделирования привело к появлению сложных экономических и технологических задач. При решении которых не обойтись без использования компьютерной техники и методов вычислительной математики.
В современных условиях от персонала требуется не только знание технологии, но и владение современными методами управления предприятием, осуществляется с помощью ЭВМ. Знание основных принципов построения математической модели предприятия. Понимание сути моделирования и его задач позволит повысить эффективность управленческих решений.
Но самые совершенные математические методы, продуманных программа по математике не будут иметь никакого смысла, если ее выводы будут использоваться специальными дисциплинами. То есть нужно построить единый комплекс математических и экономических дисциплин.