Формирование человеческого капитала предприятиями на основе использования подготовки специалистов
Формирование человеческого капитала предприятиями на основе использования подготовки специалистов
Очень важным фактором наращивания человеческого капитала является образование и наука. Так, расходы американских фирм в области НИОКР по 1945-1965 гг. Увеличились в 15 раз при повышении ВВП США втрое, а количество американцев, поступающих в ВУЗы, выросло с начала 30-х до середины 60-х годов более чем втрое. В 1998 более 60% высших менеджеров 500 крупнейших американских компаний имели докторскую степень, причем половина из них — экономических и юридических наук.
Человеческий капитал воплощается в работниках предприятий в виде опыта, знаний, навыков, способностей к нововведениям. Итак приобретения образования и повышения образовательного уровня работников является основным направлением повышения стоимости человеческого капитала.
Данные прогноза подтверждают наличие тенденций роста стоимости человеческого капитала и необходимости быстрого осуществления проектов инвестирования средств в образование, потому что, чем быстрее заключить контракты с ВУЗами, тем дешевле будет получения образования.
Проведенные авторами исследования показали, что стоимость высшего образования в ВУЗах г.. Харькова постоянно растет, особенно по специальностям, которые пользуются повышенным спросом на рынке труда. В первую очередь это специалисты по программному обеспечению, инженеры-электронщики, инженеры-технологи пищевой промышленности и общественного питания. Среднегодовой темп роста стоимости образования по этим специальностям за период 2004-2009 гг. Составил 21%.
С другой стороны исследования показали:
— окупаемость инвестиций предприятий в высшее образование на базе среднего образования занимает более 5 лет и чем позже начнется реализация проекта, тем больший срок окупаемости инвестиций, что означает необходимость создания условий для закрепления кадров и применения всех форм стимулирования сохранения и наращивания кадрового потенциала;
— окупаемость инвестиций в высшее образование на базе
среднеспециального образования занимает от 3 до 3,5 лет доказывает экономическую целесообразность набора персонала с более высоким уровнем образования.
Исходя из этого вузы должны учитывать заинтересованность предприятий с одной стороны в инвестировании средств в формирование человеческого капитала через повышение образовательного уровня работников, а с другой — в самом более быстрый окупаемости этих инвестиций.
Таким образом, высшие учебные заведения должны использовать все возможные пути привлечения предприятий для заполнения этой ниши подготовки специалистов, к которым можно отнести:
— составление долгосрочных контрактов с предприятиями отрасли на подготовку специалистов необходимого для них профиля и образовательного уровня;
— составление долгосрочных соглашений сотрудничества с учебными заведениями II и III уровня аккредитации по обеспечению их выпускникам возможностей подготовки высшей степени;
— составление долгосрочных соглашений с Центрами трудоустройства, которые формируют программы переподготовки специалистов различных отраслей и разной степени подготовки;
— разработку специальных систем оплаты обучения по этим контрактам и соглашениям с целью мотивации развития долгосрочных отношений с вышеперечисленными потенциальными партнерами;
— составление специальных учебных планов по разным степеням подготовки для подготовки специалистов после вступления образования в учебных заведениях II и III уровня аккредитации с сокращенным сроком обучения;
— проведение рекламных мероприятий по информированию как предприятий и учебных заведений II и III уровня аккредитации, так и потенциальных студентов о наличии специальных программ ступенчатой подготовки в ХДУХТ.
Таким образом, формирование человеческого капитала предприятиями через образование персонала позволяет повысить общую экономическую эффективность деятельности предприятия и заложить основы формирования человеческого потенциала, повышает долгосрочную конкурентоспособность, а высшие учебные заведения должны обеспечивать потребности предприятий с учетом новых реалий, возникающих в связи с развертыванием экономического кризиса.