Фактор реализации потенциала личности преподавателя вузов
На современном этапе в учебных заведениях должны создаваться благоприятные условия для личностно профессионального развития преподавателей высших учебных заведений.
Таким образом, эффективное развитие педагогического творчества и самореализации преподавателя возможные тогда, когда деятельность учреждения строится с учетом личности преподавателя, его инициативы и способностей, на коллегиальной работе.
Потому что вполне понятно, что основная задача работающего преподавателя — развивать творческую личность воспитанников, вводить основные принципы личностно-ориентированного обучения и воспитания. Хотя начинать воспитание творческой личности необходимо еще с детского садика, на занятиях изготовления детских поделок, например на тему осень.
Повышение профессионального уровня преподавателя
Таким образом, рост социальных требований к учреждениям образования требует повышения профессионального уровня преподавателя.
Преподаватель современного учебного заведения должен не просто учить или воспитывать, он должен формировать мировосприятие и миропонимание, мировоззрение и воля, идеалы, понятия нравственности и красоты. Формировать духовно-интеллектуальную, творческую личность, адаптированную к новым условиям, разносторонне развитую, социально зрелую, успешно усваивает ценностно-нормативный опыт поколений, вырабатывая свой собственный опыт деятельности и общения.
Поэтому особую актуальность приобретает создание коллектива единомышленников, которые осознали значение своей роли в обществе и на основе этого непрерывно самосовершенствовались личностно-профессионального развития.
По мнению ряда исследователей, значимым фактором, определяющим формирование социально-педагогических отношений, является привлечение личности к творческой деятельности, предполагает взаимопомощь, сотрудничество. Такая совместная деятельность становится фактором, который побуждает людей к проявлению отношений, и может быть организована в коллективе, объединенном общими целями и задачами. Именно в коллективе, в коллективной деятельности реализуется потенциал личности преподавателя, удовлетворяются многие его потребностей.
Проводя анализ научных подходов к коллективной деятельности как необходимого фактора реализации потенциала личности преподавателя. А также по результатам собственных исследований можно утверждать, что определенные трудности в развитии педагогических коллективов снижают уровень позитивного взаимодействия.
Это, прежде всего, отсутствие возможности видеть мгновенные результаты своего труда (затрудняет оценку вклада каждого работника в общее коллективную деятельность). Феминизация школ (приводит к повышению эмоционального тона) укрупнение школ и переход на кабинетную систему обучения (способствует ослаблению внутренних связей в коллективе).
Проблемы руководителей учебных заведений
Из вышесказанного вытекают и специфические проблемы:
— возникают ситуации, вызывающие стресс;
— выростает неудовлетворенность материальным обеспечением или результативностью своей работы;
— оказываются неадекватные формы поведения педагогов (агрессивные или депрессивные) не удовлетворяются потребности в профессиональном общении;
— возникает ощущение дискомфорта в связи с попыткой «объять необъятное», снижается потребность в межличностных контактах.
Для того, чтобы преодолеть эти проблемы, необходимо создать определенные условия как со стороны руководителей учебных заведений, так и самих преподавателей.
К положительным факторам влияния коллектива на реализацию потенциала личности можно отнести: совершенствование личности, становление чувства коллективизма, развитие ответственности, формирование положительных качеств, умение выражать свои мысли, отстаивать интересы всего коллектива.
Среди негативных — это чувство незащищенности, беспомощности, обреченность на одиночество, замкнутость, неуверенность.