В наше время качество жизни каждого человека в каждой стране и человечества в целом в значительной степени зависит от способности социальных сообществ согласовывать между собой существующие в общественном сознании разные точки зрения, идеи и убеждения, ориентируясь при этом на высшие мировоззренческие ценности (добро, красоту, истину и любовь).
Но, к сожалению, стремительный рост научно-технических возможностей человека в современном мире не сопровождается соответствующим развитием ее гуманности, духовности и совершенствованием эмоционально-ценностных установок.
Реалии современной жизни часто формируют у молодых людей установки на достижение удовлетворения прежде всего от материальных благ, на обустройство собственной жизни пусть даже и в ущерб другим. Следовательно, можно утверждать, что одним из актуальных задач сегодня является развитие духовности и человечности молодого поколения.
Развитие художественного образования
Действенным фактором этого развития может стать гуманистически ориентированная художественное образование. По А. Масловым, художественное образование при верном ее понимании должно способствовать появлению лучших людей, движущихся к самоактуализации, помогать нашим детям стать людьми в полном смысле этого слова.
Талантливый педагог изобразительного искусства Б. М. Неменский подчеркивал, что у общества и школы нет более действенного средства для эмоционально-ценностного, творческого и духовного развития человека, чем искусство.
По его мнению, с помощью искусства происходит восприятие чувственного опыта предыдущих поколений, опыта понимания и переживания жизни, воспитывается духовность и человечность.
При этом восприятие и понимание опыта ни в коей мере не означает репродукцию смыслов, установок и ценностей культур прошлых эпох. А представляет собой осознание, осмысление и обучения, создание собственных ценностей и смыслов в результате диалогического общения с этими культурами.
«Передавать идеи создателей прошлого — это значит делать как они … Они никогда не копировали. Каждый изучал и любил своих предшественников, черпая в их примере силу, чтобы пойти дальше — не дальше других, а дальше в себе самом», — писал выдающийся балетмейстер ХХ в. М. Бежар.
Современные специалисты художественного образования признают главной задачей своей профессиональной деятельности личностное развитие учащихся и повышения их художественно-эстетической культуры. В противовес традиционной направленности только на развитие специальных способностей и усвоения соответствующих умений и навыков.
Такое изменение приоритетов нуждается в модернизации учебно-воспитательного процесса и наличии у преподавателей художественных дисциплин смысловых установок на гуманистически направленной педагогической деятельности.
Эти наставления предопределяют выбор учителями при работе с учениками соответствующих приемов и средств педагогического воздействия, исключая использование тех из них. Которые несовместимы с гуманистической парадигмой художественного образования.
Формирование будущих учителей художественных дисциплин
Итак, проблема формирования указанных установок в будущих учителей художественных дисциплин в процессе их профессиональной подготовки является актуальной для развития современной художественного образования. Учитывая это нами разработана методика этого формирования.
По справедливым мнением А. Г. Асмолова, смысловое становление не может возникнуть только под влиянием различных вербальных инструкций — для этого необходимо включение реципиента в соответствующую деятельность.
Поэтому действенным средством формирования этих установок в будущих преподавателей художественных дисциплин могут быть активные тренинги формы обучения. Осуществляемых в полном соответствии с гуманистическими принципами образования.
Важными аспектами указанного обучения является овладение студентами приемов и средств педагогических действий, которые релевантны гуманистической парадигме художественного образования. И возможность на собственном опыте оценить положительное влияние этих форм работы с учащимися.
Усвоенные преподавателями художественных дисциплин инструментальные компоненты гуманистической педагогической деятельности в контексте творческой, психологически комфортной атмосферы тренинга станут основой формирования гуманистических ценностей и смыслов.
Согласно А. Г. Асмолов, «смысловое становление. представляет собой воплощение личностного смысла в виде готовности к определенным образом направленной деятельности».
Психологическая готовность будущих преподавателей художественных дисциплин
Весомыми составляющими психологической готовности будущих преподавателей художественных дисциплин в гуманистически ориентированной профессиональной деятельности являются:
— Направленность на гармоничное развитие, творчество и самоактуализацию будущих учеников и в то же время — на собственную самоактуализацию при доминантной ориентации профессиональной деятельности «на учеников» в противовес эгоцентрической доминанте;
— Высокий уровень эмоциональной компетентности, позволяет не только распознавать и вовремя корректировать свое эмоциональное состояние и продуктивно выражать собственные эмоции, но и распознавать за поведенческими проявлениями учеников их эмоции и сопереживать им;
— Собственный опыт осознания влияния занятий искусством на человека, который поможет понять экспрессию поведения учащихся во время этих занятий;
— Установка на диалогическое общения с будущими учениками, на восприятие любого поведения ученика как его попытки (пусть и неосознанного) что-то сообщить;
— Способность быть аутентичным в педагогической взаимодействия, требует развитой рефлексии и сложившейся идентичности.
Богатый опыт в сфере развития вышеуказанных качеств с помощью искусства накопленный специалистами по арт-терапии, музыкальной и танцевально-двигательной терапии. Поэтому включение знаний и умений из этих отраслей в процесс подготовки преподавателей искусства представляется логичным и продуктивным.
Психолого-педагогический тренинг преподавателей художественных дисциплин
Учитывая это в разработанном нами психолого-педагогическом тренинга, имеет целью формирование у будущих преподавателей художественных дисциплин установка на гуманистически направленную профессиональную деятельность, используются методы музыкальной и танцевально-двигательной терапии.
Преимущественное использование упражнений танцевально-двигательной терапии обусловлено тем, что она направлена на все тело человека и сочетает движение, музыку, рисунок и слово. Итак, она обращается к каждому, разговаривая языком любимого им вида искусства.
Во время вышеозначенного тренинга участники группы, находясь в эмоционально благоприятной атмосфере гуманистических взаимоотношений друг с другом и с ведущим, исследуют влияние этих взаимоотношений, танца, музыки и рисунков на свою индивидуальность, свободно воплощают свои эмоции, мысли и чувства в художественном творчестве, а также овладевают формы работы с учащимися, релевантные гуманистической художественном образовании.
Программа тренинга преподавателей художественных дисциплин
Программа тренинга состоит из четырех блоков, каждый из которых логически продолжает предыдущий и является основой для усвоения последующего материала. Исходя из того, что необходимым качеством учителя-гуманиста является способность к эмоциональному контакту с учениками, мы подобрали упражнения для первого блока тренинга таким образом, чтобы способствовать овладению будущими преподавателями средств установления этого контакта.
Цели упражнений первого блока — знакомство с участниками группы, установления эмоциональных контактов. Развитие внимательности к телесным сигналов другого и усвоения невербальных средств установления эмпатийных контактов с учениками и развития их коммуникабельности.
В состав первого блока включено упражнение, помогает формированию у будущих учителей, с одной стороны, открытости к новым ценностям и смыслов, а с другой — достаточно устойчивой идентичности,. Которая позволяет, общаясь с другим, оставаться собой. Эти качества необходимы для аутентичной педагогического взаимодействия.
Цель упражнений второго блока тренинга, предлагается, — развитие навыков осознания собственного тела и психофизического состояния, развитие сензитивности, психологической рефлексии, овладение умением снимать мышечное напряжение и достигать ресурсного состояния.
Это необходимые аспекты педагогического мастерства и при этом является важным для восприятия материала следующих упражнений. В частности осознание влияния художественных занятий на лицо требует развитой сензитивности, и, не понимая себя, трудно понять другого.
Третий блок тренинга ориентирован на развитие у будущих преподавателей художественных дисциплин способности к эмпатийного принятия учеников. В его состав входит упражнение, способствующее формированию отношения к другому человеку как к удивительной, уникальной личности, подарка Миру.
Гуманистические педагогические установки
Именно это является основой гуманистических педагогических установок. Для того, чтобы быть готовым принимать учеников такими, какие они есть, учитель должен принимать самого себя как имеющего уникальные особенности и способности и ценность для других людей, для Вселенной. Развитие указанной способности является целью заключительной упражнения третьего блока.
Одним из определяющим аспектов гуманистической педагогической деятельности учителя. Как уже отмечалось, является содействие развитию и актуализации творческого потенциала учащихся в контексте реализации его собственных творческих возможностей. Учитывая это темой четвертого блока тренинга является творческое состояние личности.
Комплекс упражнений этого блока базируется на диалогической концепции творчества, согласно которой каждый человек, творчески мыслит, осуществляет это мышление во внутреннем диалоге. Этот диалог является результатом интериоризации различных способов мышления и новых аспектов сенсорного опыта, которыми человек обогащается в процессе взаимодействия с другими людьми и произведениями культуры.
Несмотря на танцевально-двигательный характер данного тренинга, для четвертого блока предлагаются упражнения, состоящие из диалогов движений, ритмов, рисунков.
Эти диалоги приводят в действие различные сенсорные модальности человека и, так же как и вербальные, актуализируют творческие возможности исполнителей. Кроме этого, во время описываемых занятий происходит осознание участниками диалогического механизма творчества и усвоение ими умений и средств стимулирования творчества своих будущих учеников.
В ходе тренинга предусматриваются традиционные обсуждения впечатлений. Важным аспектом обсуждения является помощь членам группы в формировании трех типов профессиональной рефлексии (психологической, феноменологической и методологической) и осознании связи между чувством, действием, чувством и смыслами.
Отдельные блоки данного тренинга прошли апробацию на научно-практических конференциях по танцевально-двигательной, телесно ориентированной и арт-терапии в Ялте, Санкт-Петербурге (Россия) и Киеве и получили положительные отзывы.
Обобщая сказанное, можно утверждать:
1. Поскольку искусство является значимым фактором воспитания духовности и человечности молодого поколения, исследования проблем художественного образования и, в частности, проблемы формирования у будущих преподавателей художественных дисциплин установок на гуманизацию педагогической деятельности является актуальной задачей сегодняшнего дня.
2. Учитывая, что формирование смыслового наставления требует включения реципиента в соответствующую деятельность, эффективным средством формирования у будущих учителей смысловых установок на гуманистически направленную профессиональную деятельность должны стать активные тренинги формы обучения, релевантные гуманистическим принципам образования.
3. Действенным фактором формирования у будущего преподавателя художественной дисциплины смысловых установок на гуманистически ориентированную профессиональную деятельность может быть психолого-педагогический тренинг. В котором задействованы методики танцевально-двигательной терапии, поскольку она сочетает танец, движение, музыку, рисунок и слово, а следовательно, предлагает каждому специалисту наиболее знакомый ему вид искусства.