Формирование культуры здоровья у руководителей учебных заведений крайне важной задачей на современном этапе развития системы образования.
Овладение педагогом жизненными навыками, социально-психологическими компетенциями обеспечивают его здоровый и продуктивный образ жизни, адекватное восприятие окружающего мира, эффективную межличностное взаимодействие, способность к творческой и продуктивной деятельности. Важной задачей также для педагога является забота о собственном здоровье и формирование его культуры.
Культура здоровья педагога является неотъемлемой составляющей общей культуры личности, влияет на формирование им определенного уровня знаний, умений, навыков по вопросам формирования, сохранения, воспроизводства и укрепления собственного здоровья и характеризуется высоким уровнем культуры поведения в отношении здоровья окружающих.
В свою очередь развитие здоровье сберегающей компетентности педагога обеспечивает успешность педагогического взаимодействия и влияет на эмоциональное и психологическое благополучие учителя.
Поэтому одной из задач системы образования является создание условий и мотивации педагогов к формированию здоровье сберегающей компетентности, обеспечивающих ориентацию на здоровый образ жизни, совершенствования личности способствовать укреплению организма.
Проблема здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья личности все чаще становится предметом научных исследований в педагогической, медицинской, социологической, валеологического и психологической науках.
Большинство исследований проблемы здоровье сбережения сфокусированы на изучении особенностей формирования и развития здоровье сберегающих компетенций специалистов.
На сегодняшний день взгляды многих ученых не совпадают но не приобретают единогласному мнению относительно определения «здоровье сбережения». Путей и условий его внедрения в образовательный процесс.
Особенно острым этот вопрос для руководителей учебных заведений, которым и предстоит стать непосредственными участниками реализации идей пропаганды здорового образа жизни и здоровье сбережения в будущем. В результате проведенного анализа литературы — определены основные принципы здоровье сберегающих технологий, отметили их исключительную важность в формировании здоровой нации.
Под здоровье сберегающей компетентности мы понимаем интегральную качество руководителя учебного заведения. Которая обеспечивает успешное сохранение и укрепление физического, социального, психического и духовного здоровья своего и здоровья окружающих.
Организация здорового образа своей жизни
Она обеспечивает организацию здорового образа своей жизни в физической, социальной, психической, духовной сферах и организации своего труда. Основным критерием этой компетентности является состояние оптимального соответствия, гармонии между биологическим, психологическим и социальным в жизни и управленческой деятельности руководителя.
Анализируя проблему развития и формирования здоровье сберегающей компетентности предлагаем модель здоровье сберегающей педагогики, которая может быть реализована в образовательной системе. Прежде всего, она предполагает осознание негативного влияния образовательного учреждения на состояние здоровья субъектов образовательной среды и необходимость немедленного решения.
Сохранение здоровья участников учебно-воспитательного процесса является одной из важных задач современного образовательного учреждения.
Повышение ценности собственного здоровья у педагогов и здоровья учащихся, студентов происходит путем формирования здоровье сберегающей компетентности.
Каждый руководитель должен осознавать личную ответственность за создание условий. Позволяющих «не навредить» физическом и психическом благополучию, на реализацию методов и средств обучения в соответствии с физиолого-психологических принципов сохранения здоровья с реализацией их на более качественном уровне.