Управленческое обеспечение инклюзивного образования в учреждениях образования
Введение инклюзивного образования возможно лишь при условии постепенного обеспечения общеобразовательных учебных заведений высококвалифицированными педагогическими работниками, имеющими опыт работы в заведениях инклюзивного типа и управленческим обеспечением.
Следует отметить, что до сих пор не существует системы сформированного управленческого обеспечения инклюзивного образования в условиях интеграции. Результатом качественной подготовки будущих руководителей является сформированность навыков профессиональной деятельности в условиях инклюзии.
Обеспечения инклюзивного образования в ОУЗ
На современном этапе модернизации системы образования, проявления гуманистических тенденций и усиление внимания к индивидуальному развитию личности, признание интегрированного обучения, как наиболее подходящего принципам правового государства, становится более распространенным и рассматривается учеными в качестве одной из важных предпосылок полноценного включения детей с особенностями психофизического развития в систему общественных отношений.
Целью исследования является исследование понятия «инклюзивное образование», осветить ее основные черты, теоретическое обоснование принципов организации деятельности в целом и управления учебно-воспитательным процессом в частности, проанализировать концептуальные положения и принципы инклюзивного образования, а также результаты реализации моделей инклюзивного обучения.
В ходе работы использованы теоретические методы исследования:
— теоретический анализ и обобщение источников научно-педагогической и учебно-методической;
— проблемно-хронологический;
— сравнительно-сопоставительный;
— эмпирические: контент-анализ, изучение педагогического опыта и результатов деятельности научно-педагогических работников.
Инклюзивное образование — педагогическое инновация, находится на этапе внедрения, а поэтому возникает немало проблем.
Это и профессиональная неподготовленность учителей массовой школы к работе с детьми с особыми образовательными потребностями по сравнению с педагогами специальных школ. А также несовершенство нормативно-правовой базы и необходимость дополнительного финансирования инклюзивных учебных заведений, архитектурная недоступность школ. А еще перегруженность учебных программ, которые достаточно трудно адаптировать к незнанию потребностей ребенка с пороками развития, отсутствие специальных учебников, негативное отношение родителей других детей.
Управление учебным заведением инклюзивного типа
Функциональный компонент подготовленности будущих руководителей образования к управлению общеобразовательным учебным заведением инклюзивного типа мы будем характеризовать по таким показателям:
— умение определять стратегию развития общеобразовательного учебного заведения инклюзивного типа;
— умение совершенствовать организационно-функциональную модель общеобразовательного учебного заведения в соответствии с требованиями базовых принципов инклюзивного образования и структурной организации системы регионального образования;
— умение внедрять педагогические инновации в деятельность общеобразовательных учебных заведений инклюзивного типа на общем и локальном уровнях;
— умение развивать инклюзивное образовательное среда общеобразовательного учебного заведения;
— умение управлять социально педагогическими проектами в рамках программ социального партнерства;
— умение формировать команду профессионалов по инклюзивному образованию и планировать их профессиональное развитие;
— умение управлять рисками в условиях внедрения инклюзивного образования в общеобразовательных учебных заведениях.
Существует проблема управления педагогическим коллективом со стороны руководителей учебных заведений. Ведь не каждый педагог сегодня готов работать в коллективе, где есть дети с особыми образовательными потребностями, поддержка инклюзии со стороны директоров ООШ достаточно слаба.