Методические и дидактические основы открытого образования
Движение открытого образования в последние два десятилетия является одной из определяющих тенденций развития системы высшего образования во многих странах.
Об этом свидетельствуют как объективные изменения в учебных заведениях и учебном процессе. Так и многочисленные дискуссии по проблемам и перспективам открытого образования и все большее внимание к открытой образования ведущих международных организаций, в том числе образовательных и научных учреждений и проектов, благотворительных фондов, межправительственных и межгосударственных организаций, включая ООН.
Распространение принципов открытого образования, наверное, заметно проявляется в том, что требования открытости все больше становятся стандартом деятельности отдельных образовательных учреждений и целых национальных образовательных систем.
Программы открытого образования
Все больше университетов вслед за Массачусетским институтом технологий, в 2001 году принял историческое решение о предоставлении свободного доступа ко всем своим учебных материалов. Их выставляют в открытый доступ учебные курсы и другие материалы.
Все большее количество учебных модулей и целостных курсов разрабатываются и используются отдельными авторами и авторскими коллективами педагогов. Появляются на открытых образовательных ресурсах вроде ведущего международного ресурса образовательных и учебных материалов Connexions.
Примечательно, что недавно на Connexions появились и первые публикации на родном языке. Успешный опыт, общие подходы и методики, как и конкретные решения открытого образования, активно занимаются и внедряются в странах, которые проявляют реальную заинтересованность в быстром повышении уровня доступности и качества образования. Успешно это сейчас делается в некоторых государствах Европейского Союза и Азии.
Для отечественных специалистов интересными и полезными в первую очередь могут быть примеры внедрения на государственном уровне стандартов и программ открытого образования в Великобритании.
Создание и использование открытых учебных курсов на основе опыта США (прежде всего OpenCourse Ware МИТ), в высших учебных заведениях КНР. Перенос на всю национальную образовательную систему той же высоко производительной модели Open -Courseware с использованием конкретных технических решений проекта Connexions во Вьетнаме.
Сегодня пример Вьетнама является самым масштабным переносом модели открытого образования. По абсолютным количественным показателям он вполне сопоставим со своими образцами в США.
Этот случай, кстати, служит также ярким примером того, как открытое образование может положительно влиять на отношения между государствами. В отношениях между которыми еще недавно безраздельно господствовала память о кровопролитной войне 1960-1970-х годов.
Современная образовательная практика требует инструментов не только публикации и хранения учебных материалов. Но и развитого комплекса средств коллективной работы. С этими материалами по четко определенным критериям в рамках образовательных систем в равном доступе как в самих учреждениях, так и вне их, предоставить пользователям возможность коллективно работать с материалами. Модифицируя их и приспосабливая к потребностям своей преподавательской или учебной работы.