Site icon Дети России

Критерии оценки знаний и мотивация учебной деятельности студентов

Критерии оценки знаний и мотивация учебной деятельности студентов

Критерии оценки знаний и мотивация учебной деятельности студентов

Критерии оценки знаний и мотивация учебной деятельности студентов направления подготовки «товароведение и торговое предпринимательство»

Внедрение положений Болонского процесса и кредитно-модульной системы в учебных заведениях требуют новых подходов к критериям оценки знаний студентов с целью повышения мотивации учебной деятельности. В национальном торгово-экономическом университете разработано Положение о системе контроля знаний студентов, в котором предусмотрены следующие виды контроля: входной, текущий, модульный, итоговый, контроль остаточных знаний, государственная аттестация. Каждый вид контроля требует разработки критериев оценки.

В процессе изучения дисциплин в торгово экономическом институте используются следующие методы оценки учебной работы студента:

— текущее тестирование и опрос;
— оценка самостоятельной работы;
— оценка выполнения индивидуальных заданий студентами;
— оценка НИР студентов.

Изучению учебных мотивов посвящены исследования многих ученых.

В то же время взгляды специалистов-психологов существенно расходятся в понимании понятия мотив. В целом, они воспринимают определение мотива как побуждения на потребность, на цель, на намерения, на свойства личности и т.д..

Принятие потребности за мотив осуществляется том, что она объясняет в значительной степени, чем человек хочет проявить активность.

Излагая материал данной публикации, воспользуемся определением мотивации как процесса побуждения индивида или группы людей к деятельности и выбора поведения, направленного на достижение целей организации.

С целью исследования мотивации изучения дисциплины «Товароведение продовольственных товаров» мы применяли метод анонимного письменного опроса. Студентам предлагалось ответить на открытый вопрос «Почему Вы пришли на занятия по дисциплине» Товароведение продовольственных товаров? «Варианты ответы студент писал по своему усмотрению, при этом их могло быть один или несколько. Всего в опросе приняли участие 213 студентов дневного отделения.

При дальнейшей обработке мы объединили их ответы в последующие IV направления:

I — познавательно-профессиональные (получить знания, получить высшее образование, иметь в будущем работу);

II — личной ответственности (это мой долг, была в расписании, чтобы легче сдать экзамен или зачет, чтобы день не прошел зря)

III — знакомства с преподавателем;

IV — случайные (пришел случайно, не знаю, не мог усидеть на месте, одногруппница заставила, пообщаться с друзьями, первая пара по дисциплине).

Количественное распределение ответов по этим направлениям характеризуется следующим образом:

72,3% студентов видят перед собой задачу приобретения знаний, повышения своего профессионального уровня. Задача преподавателя при работе с данной категорией — достаточно сложная и состоит в удовлетворении их потребности. В противном случае — это группа студентов может потерять интерес к работе с преподавателем. При этом преподаватель должен применить положительное усиления.

11% студентов посещают занятия, чтобы не иметь пропусков, так как считают это своим долгом, а также, чтобы легче сдать экзамен или зачет (получить «автоматом»). В отношениях с этими студентами преподаватель должен применять также использование отрицательного усиления для исключения возникновения негативных последствий в результате определенного поведения и ее воспроизведения в будущем времени (наказание, нарекания, выговоры).

11% пришли, чтобы познакомиться с преподавателем. При этом используют аргументы — «чтобы оценить его знания», «не отобьет он желание ходить на пары и в дальнейшем».

И, наконец, 5% студентов случайно пришли на занятия.

Подводя итог изложенному материалу, можно сделать определенные выводы:

— большая часть студентов (84%) посещают занятия с целью приобретения знаний и профессиональных навыков, считая это своим долгом;

— до потенциальных слушателей можно отнести определенную часть студентов, пришедших для знакомства с преподавателем, а также пришедших случайно;

— главная задача преподавателя является построение занятий таким образом, чтобы не допустить угасания процесса, который возникает при условии, что поведение не сопровождается никакими последствиями (отрицательными или положительными). Через некоторое время это поведение может стать доминирующей.

голоса
Рейтинг статьи
Для любых предложений по сайту: childrenofrussia@cp9.ru