Исследования психологов и конкретный опыт педагогов подтверждает необходимость вводить учащихся в процесс исследовательской работы. А также учить преодолевать трудности, стимулировать поиски новых путей, а не давать готовые результаты. Применение готовых знаний мало влияет на развитие личности, и еще меньше способствует воспитанию творческого мышления, познавательных интересов.
Интерпретации музыкальных произведений
Одним из эффективных путей практической реализации этой проблемы в профессиональной подготовке учителей музыки является развитие у студентов навыков создания исполнительского образа. Интерпретации музыкальных произведений, которые необходимы для обеспечения различных видов коллективного музыкального исполнительства как на уроках музыки, так и во внеклассной работе.
Проблема интерпретации может быть именно той основой, которая подчиняет все виды музыкально-эстетических знаний, все компоненты вокально хоровой деятельности студента. Активно оперируя полученными ранее знаниями, умениями, навыками, совершенствуя поисковую, творческую деятельность, ученик поднимается на новую ступень узнавания, усиливает познавательную активность, самостоятельность, заинтересованность.
Недостатки в интерпретационной дирижерско-хоровой деятельности студентов объясняется тем, что в существующей практике обучения еще мало внимания уделяется формированию способностей правильно раскрыть идейно-художественное содержание произведения, создать свой план его интерпретации.
Ученикам часто предлагают готовые образцы исполнительских интерпретаций, не раскрывая при этом процесс и принципы их построения и реализации.
Последовательность целевых установок при решении задач создания исполнительского художественного образа учитывает постепенность в усложнении поисковых задач:
— Самостоятельный анализ студентами средств выразительности, технических трудностей и исполнительских задач в произведении;
— Творческий поиск и теоретическое обоснование конкретных методов вокально-хоровой работы, исполнительских трактовок хоровых произведений.
Искусство музыкального анализа
Искусство музыкального анализа заключается прежде всего в умении увидеть за нотным текстом живой содержание произведения, его художественно-образную суть. Результатом этого является исполнительское суждения, которое ориентирует на образно смысловую трактовку музыкального произведения.
Многозначная природа реальной жизни музыкального произведения заключается в исключительной условности его записи. Ведь запись динамики, темпа, характера, агогики дает весьма приблизительные представления о образно-эмоциональный строй произведения, непременно порождает различные его толкования.
В работе со студентами над интерпретацией произведений надо использовать такие методы как аналитические беседы, сравнительные анализы музыкальных произведений, а также все формы непосредственного восприятия музыки: слушание и исполнение произведений, их самостоятельную интерпретацию, самооценку своей деятельности, рецензии на аналогичную работу однокурсников.
Взаимоотношения между преподавателем и студентом, как источник стимуляции интереса. Они предусматривают также создание положительного эмоционального тонуса, эмоциональной атмосферы, благоприятной для деятельности и общения.
Путем художественных ассоциаций, сравнений с произведениями смежных видов искусства (поэзии, живописи, скульптуры, архитектуры). Выявление примет эпохи, быта, наводнения некоторых примеров из биографии композитора, анализа поэтических текстов преподаватель стремится передать поэтическую атмосферу произведения, дать ученикам почувствовать с помощью каких средств музыкальной выразительности должен выполняться произведение.
Таким образом, использование средств музыкального искусства будет способствовать формированию личности студента, а именно: реализации творческого потенциала студента на пути овладения профессией, вдумчивому восприятию и анализу информации, ориентированию на дальнейшее профессиональное саморазвитие.