Формирование компетенций студентов
В современных условиях постоянно возрастает значение образования как важнейшего фактора развития экономики и общества. При этом основными его задачами являются формирование у молодежи новой системы ценностей, основанной на национальной гордости, достоинства и воспитании свободной личности, способной отстаивать свои позиции и взгляды.
Сегодня основным в подготовке специалиста является не овладение объемом конкретных знаний. А формирование навыков по научной, исследовательской, изобретательской деятельности, воспитания культуры профессионального мышления.
Учитывая это, перед преподавателями стоит задача поиска новых концептуальных, стратегических и организационных подходов к профессиональной подготовке студентов, а сам процесс обучения направлена на формирование компетентного специалиста, является важной составляющей общего контекста воспитания личности.
Кафедрой финансового контроля и анализа сформирован концептуальную модель формирования профессиональной компетентности магистра по учету и аудиту в области государственного финансового контроля.
Модель дидактических и воспитательных целей
Указанная модель содержит систему дидактических и воспитательных целей, которые в совокупности обеспечиваются реализацией определенных содержательных компонентов.
Известно, что существенными недостатками современной профессиональной подготовки специалистов является низкий уровень самостоятельности. Опасения ответственности по принятию управленческих решений, отсутствие коммуникабельности и навыков работы в коллективе.
Несмотря на это, одним из путей обновления и совершенствования процесса формирования профессиональной компетентности студента является широкое использование методов активного обучения, обеспечивающих надлежащий творческое развитие личности.
Преподавателями кафедры, наряду с традиционными, применяются инновационные формы и методы обучения. В течение многих лет проводятся различные виды занятий, основной целью которых является максимальное интерес студентов в овладении учебным материалом.
В частности, по дисциплине «Финансовый контроль» предлагается проведение бинарных лекций. Во время которых вместе с преподавателем кафедры работает практический специалист. Кроме того, во время проведения практических занятий ведущее место занимают деловые игры и игровое проектирование.
Так, например, в процессе проведения аудиторных практических занятий по дисциплине «Стратегический анализ» применяется деловая игра «Оценка рыночных возможностей», в рамках которой имитируется реальная производственная ситуация деятельности предприятия.
Опыт проведения данных занятий показывает, что у студентов формируются такие профессионально-деловые качества. Такие как творческий подход к решению проблем, социальная активность и ответственность, инициатива, способность к аналитическому мышлению, умение принимать нестандартные решения в условиях риска финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Самостоятельная учебная деятельность студентов
Самостоятельная учебно-познавательная деятельность студентов является завершающим этапом решения ситуационных задач. Которые рассматриваются на лекциях и практических занятиях. Она побуждает студентов к более углубленному изучению учебного материала, стремление к постоянному самосовершенствованию.
Для достижения успеха в этой сфере сформирован методическое обеспечение. Также осуществляется систематический контроль с поэтапными и конечными результатами всей учебной работы студентов.
Важной составной частью образовательно-профессиональной подготовки магистров специализации «Финансовый контроль» является практическая подготовка. Концептуальной моделью формирования профессиональных компетенций предусмотрены две составляющие практики — по специальности и преддипломная.
Во время прохождения практики по специальности в системе Государственной контрольно-ревизионной службы студенты приобретают необходимый практический опыт. Который в дальнейшем дает им определенный шанс на трудоустройство.
Во время преддипломной практики магистры исследуют одну из актуальных проблем в области государственного финансового контроля. В дальнейшем воплощается в один из разделов дипломной магистерской работы. Такое сочетание теоретических знаний исследованию практической деятельности позволяет повысить уровень профессиональной компетенции будущего специалиста.
Значительное внимание при подготовке студентов к будущей практической деятельности уделяется текущей научно-исследовательской работе. Обязательным условием допуска магистра к защите дипломной магистерской работы является участие его в научных семинарах кафедры, апробация результатов исследования и публикация научных работ.
Таким образом, формирование профессиональных компетенций у студентов-магистров основывается на комплексном подходе к организации обучения. Что в целом способствует повышению уровня качества образования.
Проанализируем государственные образовательные стандарты
подготовки специалистов по социальной работе и специальных психологов,
учебные планы, программы учебных дисциплин и разных видов практик
данных специальностей, а также методы и формы образовательного процесса
профессиональной подготовки, что позволит нам выявить несколько
факторов, затрудняющих процесс формирования их профессиональноправовой культуры в вузе.