Консультирование как метод педагога
Современное состояние социально-экономического развития общества обусловило ряд проблем в социальных отношениях. Модернизация и совершенствование системы образования обусловливают новые требования к качеству подготовки специалистов социальной сферы.
Перед учебными заведениями встает задача подготовки социальных педагогов, способных оказывать населению квалифицированную помощь в решении жизненных проблем, осуществлять социальную, психологическую и педагогическую поддержку личности, способствовать предупреждению негативных явлений в молодежной среде, обеспечивать благоприятные условия социализации личности.
Поэтому, целью статьи является раскрытие сущности понятия консультирование как метода работы будущего социального педагога в учреждениях образования.
В жизни каждого человека бывают такие критические моменты, когда усложняются взаимоотношения с окружающими, обостряются внутренние противоречия, становятся невыносимыми переживания относительно своего положения, кажется безвыходным. Помочь в такой момент может консультация, которая является одним из ведущих видов профессиональной деятельности социального педагога.
На сегодня понятие «консультирование» не имеет единой трактовки. Это связано в основном с широким использованием терминов «консультация» и консультирование »в различных отраслях и сферах человеческой деятельности.
Консультирование в социально-педагогической деятельности А. Капская определяет как вид социальной услуги клиенту. Консультативные услуги, по ее мнению, должны способствовать улучшению взаимоотношений клиента с социальной средой, созданию психологического комфорта в социуме.
Психологическое консультирование — одна из самых сложных сторон работы социального педагога в учебном заведении. Сложность данного направления работы заключается в непредсказуемости результатов беседы с клиентом, чисто личностном и практико-ориентированном характере консультации.
Особой и специфической является и тематика обращений к социальному педагогу. Каждая история ученика (студента) или взрослого имеет сложное социальное основание, часто клиент на момент обращения находится в ситуации жизненного кризиса. Поэтому, процедуру консультирования следует начинать с определения цели.
Цели для консультирования педагогом:
- Предоставление оперативной помощи клиенту (ухудшились отношения с ребенком, не ходит в учебное заведение и т. п.).
- Оказание помощи в решении таких вопросов, с которыми клиент не может справиться самостоятельно (научиться рационально распределять время, понимать склонность родителей к гиперопеке и т. д.).
- Клиент произвел рациональное решение и требует лишь моральной поддержки для подкрепления уверенности в себе.
- Когда нужно психиатрическое лечение, а консультация является лишь временным средством для снятия проблемы.
- Предоставление временной помощи клиенту, требует длительного консультирование (состояние депрессии, фобии и т. д.).
Также консультирование предполагает определение конкретных задач:
- Уточнение проблемы клиента, которая может совпадать с заявленной проблемой, а может и нет. Нужно выяснить, почему существует такое расхождение.
- Информирование клиента о сути проблемы и о реальном степень ее серьезности (проблемное информирование клиента).
- Определение социальным педагогом личности клиента с целью выяснения, сможет ли клиент самостоятельно справиться с проблемой.
- Выработка стратегической линии дальнейших действий клиента.
- Психопрофилактика.
Консультации могут быть индивидуальными и групповыми; разовыми, кратковременными (3-4 встречи), средней продолжительности, длительными; просветительско-рекомендательными, диагностическими, психологическими, педагогическими, медицинскими, экономическими, правовыми.
Основным методом работы во время консультирования является беседа. В общем понимании беседа — это форма общения с целью обмена мнениями, информацией, чувствами и тому подобное. Консультативная беседа с одной стороны, — это метод получения данных на основе вербальной коммуникации, с другой — диагностический метод, позволяющий получить информацию о внутренних процессах, субъективные переживания и особенности поведения человека, которые не могут быть обнаружены с помощью объективных методов.
Беседа — это особое психотерапевтическое средство установления контакта
Социальный педагог, который эффективно осуществляет консультативную взаимодействие, должен обладать такими личностными качествами, как: эмпатия, уважение к клиенту, благожелательность, открытости, эмоциональная стабильность, интегративность мышления, педагогический такт, конкретность, четкость, рефлексия.
Итак, консультирование является одним из направлений работы социального педагога, в процессе которого он помогает клиенту проанализировать и понять сущность его тяжелой жизненной ситуации и предложить различные варианты, которые могут быть использованы для решения проблемы.
Социальный педагог во время консультирования не должен навязывать клиенту свое понимание проблемы, а добиваться максимальной расширению свободы выбора варианта решения проблемы так как именно социальный педагог выступает медиатором (посредником) или фасилитатором (стимулятором) ресурсных возможностей клиента.
В наиболее широком понимании консультирование определяется как любая форма оказания помощи в отношении содержания, процесса или структуры задачи. Экономисты рассматривают консультирование как особую профессиональную службу, работающую по контракту и оказывающую услуги организациям с помощью специально подготовленных лиц.