Исследование проблемы конфликтологической подготовки будущих учителей. На уровне высшей школы и развития конфликтологической компетентности как важной личностно-профессионального качества современного педагога остается актуальным в связи с общей на уровне государства, трансформацией системы высшего образования и ее интеграции в мировую научно образовательную сообщество.
Внимание ученых уделяется таким аспектам проблемы: определение концептуальных основ конфликтологической подготовки будущих учителей разработка проблемы сущности, структуры и условий развития конфликтологической компетентности будущего учителя разработка подходов, содержания и методов формирования готовности учителей к решению отдельных видов профессионально-конфликтологической задач подготовка учителей в условиях интеграции.
В контексте нашего исследования конфликтологическую подготовку будущих педагогов мы рассматриваем как организацию системы мероприятий. Которая предусматривает формирование у студентов знаний, умений и навыков конструктивного поведения в предконфликтных и конфликтных ситуациях школьной взаимодействия и способности превращать деструктивные формы педагогического конфликта в конструктивные.
Родителям и педагогам может быть интересно, детские поделки 9 мая, день победы.
Анализ конфликтологической подготовки будущих учителей
Анализ современного состояния конфликтологической подготовки будущих учителей позволил выявить ряд особенностей и целый ряд проблем, которые тормозят потенциал этой прикладной сферы.
1. Профессиональная конфликтологическая подготовка будущих учителей строится на основе таких методологических подходов: гуманистический, системно-диалогический, ситуационно-деятельностный и компетентностный, социально-психологический, личностно-ориентированный , профессионально технологический, контекстный, культурологический, синергический, конфликтно-средовой.
2. Конфликтологическая подготовка будущих учителей в вузовской образовании осуществляется преимущественно контекстно, конфликтологическая тематика представлена в некоторых общих гуманитарных и общепрофессиональных дисциплинах.
В учебные планы ряда педагогических вузов включены спецкурсы «Основы конфликтологии», «Психология конфликта», «Педагогическая конфликтология», курсы по выбору, факультативы, имеющих конфликтологическую направленность. Но это не обеспечивает надлежащего уровня подготовки студентов к работе с педагогическими конфликтами в школе, ведь в основном знания даются фрагментарно, без опоры на практику.
3. К основным направлениям конфликтологической подготовки будущих учителей ученые относят:
— усвоение студентами системы знаний о природе педагогических конфликтов;
— формирование умений и навыков по управлению педагогическими конфликтами;
— организация психодиагностической работы;
— развитие личностных качеств, обеспечивающих конструктивное решение конфликтов;
— профилактика и коррекция деформаций общения и конфликтности личности;
— оптимизация межличностных отношений, группового стиля взаимодействия и установления благоприятного социально-психологического климата в студенческих группах.
4. В контексте усиления интеграционных процессов актуальными задачами современного высшего образования является разработка и внедрение инновационных технологий обучения в процесс конфликтологической подготовки студентов педагогических специальностей.
Активные методов обучения
Использование активных методов обучения, таких как деловые и ролевые игры, мозговой штурм (brainstorming), групповые дискуссии, игровое проектирование, анализ конфликтных ситуаций, «конфликт- метод», метод проектов, метод «кейсов», метод «учебной аудитории», будет способствовать стимулированию познавательной активности и инициативы на занятиях, созданию рефлексивной и креативной среды.
Отмечают разрыве теории и практики обучения основам конфликтологии. «Существенно заметна расхождение между степенью обоснования в научных исследованиях необходимости использования активных методов в преподавании курсов и спецкурсов конфликтологического содержания и реализации в преподавании данных методов в реальной педагогической деятельности».
Итак, в условиях трансформации высшего образования и ее интеграции в мировое образовательное пространство нуждаются в неотложном решении вопроса. По существенному повышению качества конфликтологической подготовки будущих специалистов, которая должна основываться на принципах научности, системности, единства практической и теоретической подготовки, преобладанием в рамках учебно-воспитательного процесса интерактивных методов обучения над традиционными.