Site icon Дети России

Внушение и ребёнок

Внушение и ребёнок

Внушение и ребёнок

Внушение (суггестия) – это форма общения, при которой объект самопроизвольно и неосознанно подвергается воздействию субъекта, выполняя его задачи, то есть – провоцирование в сознании человека представления о наступлении определенного действия, явления, а также один из приемов психологического воздействия на человека (наряду с убеждением, санкциями, авторитетом, примером, психологическим заражением и т. п.), который, с одной стороны, базируется на вере, а с другой – на снятии критичности. Целью внушения является изменение установок, поступков и ценностных ориентаций. Усвоенные в состоянии внушения образцы поведения и действия, измененные установки очень трудно подвергаются критическому анализу и исправлению.

В современной психологии и медицине существуют различные классификации гидов внушения

Различают гетеросугестию (влияние со стороны других людей) и аутосугестию (самовнушение), вербальное (словесное) и невербальное внушение, прямое и косвенное, произвольное и непроизвольное, внушение в естественном сне, в гипнозе, постгипнотическом состоянии.

На механизме В. базируются многие поступки и действия детей. Это и влияние дворовой компании, и неосторожно оброненное слово учителя и действие родителей, давление детской группы и влияние средств массовой информации.

Дети мыслят образами. Это особенно ярко прослеживается во время слушания ими сказок. Если ребенок уже знает, что Волк, Змей, Баба Яга – это зло, жестокость, коварство, то одно только название героя, произнесенное взрослыми с угрожающей интонацией, вызывает у него страх.

Некоторые родители, стремясь справиться с непоседливыми, излишне резкими, непослушными детьми, используют способность к В., чтобы запугать их Дедом с мешком, Волком, которые заберут плохого мальчика или девочку. Результат – мгновенное достижение цели (ребенок притих) и травмирование его психики. Возникают страхи, снятся кошмарные сны, ребенок боится один оставаться в комнате, пугается темноты, могут появиться и болезни (заикание, энурез).

Однако В. может быть и побуждающим. Если взрослый хвалит, поддерживает ребенка даже тогда, когда у нее ничего не получается, то он внушает ему уверенность в своих силах, готовность проявить настойчивость, справиться с трудностями. Ребенку легко внушить ощущение того, что он сильный, уверенный, смелый.

Иногда родители неумело пользуются приемом В. и воспитывают, сами того не понимая, определенные черты у ребенка

Когда постоянно говорить ему, что он лентяй, грязнуля, непослушный, плохой ребенок, то можно быть уверенным, что он так и будет воспринимать себя: «я – лентяй», «я – плохой», легко с этим смирившись. В. положительной оценки так же превращается в самооценку, но пробуждает у ребенка уже добрые чувства. Если предложишь ему поделиться с кем-то, скажем, конфетами, отметив, что он хороший, ребенок так и сделает.

Но и здесь надо знать меру. Положительное В. не может быть единственным видом воздействия. Поскольку воспитанная таким образом психика окажется неполноценной и будет легко подпадать под чужое влияние. Такой человек не имеет своего мнения и легко становится конформистом.

голоса
Рейтинг статьи
Для любых предложений по сайту: childrenofrussia@cp9.ru