Консультирование как метод педагога

Консультирование как метод педагога

Консультирование как метод педагога

Современное состояние социально-экономического развития  общества обусловило ряд проблем в социальных отношениях. Модернизация и совершенствование системы образования обусловливают новые требования к качеству подготовки специалистов социальной сферы.

Перед учебными заведениями встает задача подготовки социальных педагогов, способных оказывать населению квалифицированную помощь в решении жизненных проблем, осуществлять социальную, психологическую и педагогическую поддержку личности, способствовать предупреждению негативных явлений в молодежной среде, обеспечивать благоприятные условия социализации личности.

Поэтому, целью статьи является раскрытие сущности понятия консультирование как метода работы будущего социального педагога в учреждениях образования.

В жизни каждого человека бывают такие критические моменты, когда усложняются взаимоотношения с окружающими, обостряются внутренние противоречия, становятся невыносимыми переживания относительно своего положения, кажется безвыходным. Помочь в такой момент может консультация, которая является одним из ведущих видов профессиональной деятельности социального педагога.

На сегодня понятие «консультирование» не имеет единой трактовки. Это связано в основном с широким использованием терминов «консультация» и консультирование »в различных отраслях и сферах человеческой деятельности.

Консультирование в социально-педагогической деятельности А. Капская определяет как вид социальной услуги клиенту. Консультативные услуги, по ее мнению, должны способствовать улучшению взаимоотношений клиента с социальной средой, созданию психологического комфорта в социуме.

Психологическое консультирование — одна из самых сложных сторон работы социального педагога в учебном заведении. Сложность данного направления работы заключается в непредсказуемости результатов беседы с клиентом, чисто личностном и практико-ориентированном характере консультации.

Читайте также  Интегрированный урок музыки и методы его преподавания

Особой и специфической является и тематика обращений к социальному педагогу. Каждая история ученика (студента) или взрослого имеет сложное социальное основание, часто клиент на момент обращения находится в ситуации жизненного кризиса. Поэтому, процедуру консультирования следует начинать с определения цели.

Цели для консультирования педагогом

Цели для консультирования педагогом:

  1. Предоставление оперативной помощи клиенту (ухудшились отношения с ребенком, не ходит в учебное заведение и т. п.).
  2. Оказание помощи в решении таких вопросов, с которыми клиент не может справиться самостоятельно (научиться рационально распределять время, понимать склонность родителей к гиперопеке и т. д.).
  3. Клиент произвел рациональное решение и требует лишь моральной поддержки для подкрепления уверенности в себе.
  4. Когда нужно психиатрическое лечение, а консультация является лишь временным средством для снятия проблемы.
  5. Предоставление временной помощи клиенту, требует длительного консультирование (состояние депрессии, фобии и т. д.).

Также консультирование предполагает определение конкретных задач:

  1. Уточнение проблемы клиента, которая может совпадать с заявленной проблемой, а может и нет. Нужно выяснить, почему существует такое расхождение.
  2. Информирование клиента о сути проблемы и о реальном степень ее серьезности (проблемное информирование клиента).
  3. Определение социальным педагогом личности клиента с целью выяснения, сможет ли клиент самостоятельно справиться с проблемой.
  4. Выработка стратегической линии дальнейших действий клиента.
  5. Психопрофилактика.
Читайте также  Патриотическое воспитание детей средствами народного танца

Консультации могут быть индивидуальными и групповыми; разовыми, кратковременными (3-4 встречи), средней продолжительности, длительными; просветительско-рекомендательными, диагностическими, психологическими, педагогическими, медицинскими, экономическими, правовыми.

Основным методом работы во время консультирования является беседа. В общем понимании беседа — это форма общения с целью обмена мнениями, информацией, чувствами и тому подобное. Консультативная беседа с одной стороны, — это метод получения данных на основе вербальной коммуникации, с другой — диагностический метод, позволяющий получить информацию о внутренних процессах, субъективные переживания и особенности поведения человека, которые не могут быть обнаружены с помощью объективных методов.

Беседа - это особое психотерапевтическое средство установления контакта

Беседа — это особое психотерапевтическое средство установления контакта

Социальный педагог, который эффективно осуществляет консультативную взаимодействие, должен обладать такими личностными качествами, как: эмпатия, уважение к клиенту, благожелательность, открытости, эмоциональная стабильность, интегративность мышления, педагогический такт, конкретность, четкость, рефлексия.

Итак, консультирование является одним из направлений работы социального педагога, в процессе которого он помогает клиенту проанализировать и понять сущность его тяжелой жизненной ситуации и предложить различные варианты, которые могут быть использованы для решения проблемы.

Социальный педагог во время консультирования не должен навязывать клиенту свое понимание проблемы, а добиваться максимальной расширению свободы выбора варианта решения проблемы так как именно социальный педагог выступает медиатором (посредником) или фасилитатором (стимулятором) ресурсных возможностей клиента.

Похожее ...

Оставить комментарий

Пожалуйста, авторизуйтесь чтобы добавить комментарий.
  Подписаться  
Уведомление о