Внушение и ребёнок

Внушение и ребёнок

Внушение и ребёнок

Внушение (суггестия) – это форма общения, при которой объект самопроизвольно и неосознанно подвергается воздействию субъекта, выполняя его задачи, то есть – провоцирование в сознании человека представления о наступлении определенного действия, явления, а также один из приемов психологического воздействия на человека (наряду с убеждением, санкциями, авторитетом, примером, психологическим заражением и т. п.), который, с одной стороны, базируется на вере, а с другой – на снятии критичности. Целью внушения является изменение установок, поступков и ценностных ориентаций. Усвоенные в состоянии внушения образцы поведения и действия, измененные установки очень трудно подвергаются критическому анализу и исправлению.

В современной психологии и медицине существуют различные классификации гидов внушения

Различают гетеросугестию (влияние со стороны других людей) и аутосугестию (самовнушение), вербальное (словесное) и невербальное внушение, прямое и косвенное, произвольное и непроизвольное, внушение в естественном сне, в гипнозе, постгипнотическом состоянии.

На механизме В. базируются многие поступки и действия детей. Это и влияние дворовой компании, и неосторожно оброненное слово учителя и действие родителей, давление детской группы и влияние средств массовой информации.

Читайте также  Здоровый образ жизни подрастающего поколения

Дети мыслят образами. Это особенно ярко прослеживается во время слушания ими сказок. Если ребенок уже знает, что Волк, Змей, Баба Яга – это зло, жестокость, коварство, то одно только название героя, произнесенное взрослыми с угрожающей интонацией, вызывает у него страх.

Некоторые родители, стремясь справиться с непоседливыми, излишне резкими, непослушными детьми, используют способность к В., чтобы запугать их Дедом с мешком, Волком, которые заберут плохого мальчика или девочку. Результат – мгновенное достижение цели (ребенок притих) и травмирование его психики. Возникают страхи, снятся кошмарные сны, ребенок боится один оставаться в комнате, пугается темноты, могут появиться и болезни (заикание, энурез).

Однако В. может быть и побуждающим. Если взрослый хвалит, поддерживает ребенка даже тогда, когда у нее ничего не получается, то он внушает ему уверенность в своих силах, готовность проявить настойчивость, справиться с трудностями. Ребенку легко внушить ощущение того, что он сильный, уверенный, смелый.

Читайте также  Настроение и дети

Иногда родители неумело пользуются приемом В. и воспитывают, сами того не понимая, определенные черты у ребенка

Когда постоянно говорить ему, что он лентяй, грязнуля, непослушный, плохой ребенок, то можно быть уверенным, что он так и будет воспринимать себя: «я – лентяй», «я – плохой», легко с этим смирившись. В. положительной оценки так же превращается в самооценку, но пробуждает у ребенка уже добрые чувства. Если предложишь ему поделиться с кем-то, скажем, конфетами, отметив, что он хороший, ребенок так и сделает.

Но и здесь надо знать меру. Положительное В. не может быть единственным видом воздействия. Поскольку воспитанная таким образом психика окажется неполноценной и будет легко подпадать под чужое влияние. Такой человек не имеет своего мнения и легко становится конформистом.

Похожее ...

Добавить комментарий