Воспитание толерантности при изучении истории в вузах
Воспитание толерантности при изучении истории в вузах
Одной из задач современной науки об истории страны является попытка не только преодолеть накопившийся негатив, но и создать основу для нормализации отношений между народами, населяющими нашу страну. Современные политические процессы демонстрируют важность общественной дискуссии при обсуждении вопросов изучения отечественной истории. Речь идет о возможности существования противоречивых мнений и мировоззрений, об уважении к разнообразию, как и к индивидуальности. Весьма важно и понимание того, что всех граждан страны объединяет общая территория, общее видение современности.
Воспитанию толерантности у студентов при изучении курса «Истории страны» способствуют следующие учебно-методические приемы:
— демонстрация длительных исторических отношений на местном, региональном, национальном и мировом уровнях;
— изучение периодов и событий именно в контексте исторических или культурных процессов и тенденций;
— использование каких — либо доступных средств, в частности, информационных технологий, с целью содействия сотрудничеству и обмену опытом между преподавателями разных регионов страны;
— стимуляция интереса молодежи к истории родной страны.
В учебные методов по воспитанию толерантности у студентов при изучении истории страны можно отнести:
— анализ различных источников во время лекционных, практических, самостоятельных занятий:
— изучение исторических фактов в критический и аналитический способ;
— привлечение к учебному процессу документальных, художественных фильмов, аудиовизуальных средств;
— использование материалов на электронных носителях для индивидуального и коллективного изучения;
— посещение музеев, тематических выставок и исторических мест, которые способствуют лучшему пониманию недавних событий, в частности, в их повседневной контексте;
— устные свидетельства о недавних исторических событиях способны «оживлять» историю для молодежи и знакомить с взглядами и видением лиц, «не включены» в исторические документы;
— индивидуальные исследования. Следует поощрять студентов к проведению собственных исследований, согласно их уровня подготовки и условий, и, таким образом, стимулировать их любознательность и инициативу по сбору информации и способности выделять главное;
— групповые исследования с целью создания условий для диалога и толерантного;
— междисциплинарный и многодисциплинарный подход предполагает при изучении истории использовать образовательный потенциал других дисциплин учебной программы в целом, как: язык, литературу, географию, философию, политологию, социологию, религиоведение, искусство, историю культуры и естественные науки.
Принимая во внимание следующие положительные достижения ХХ века, а именно: использование науки в мирных целях для улучшения условий жизни, распространение демократии и прав человека, в сфере образования необходимо сделать все возможное для предотвращения или повторения таких ужасных событий ХХ века, как Холокост, геноцид, этнические чистки, другие преступления против человечества и массовое нарушение прав человека и основных ценностей цивилизации.