Site icon Дети России

Внимание как элемент познавательной деятельности студентов

Внимание как элемент познавательной деятельности студентов

Внимание как элемент познавательной деятельности студентов

Внимание как элемент познавательной деятельности студентов при изучении правовых дисциплин

Поскольку наше государство нуждается в качественной общекультурной и профессиональной подготовки специалистов. Главной задачей высшей школы является обеспечение всех выпускников высоким уровнем образования. Итак, активизация познавательной деятельности студентов в высших учебных заведениях имеет важное социальное и педагогическое значение и занимает центральное место в совершенствовании обучения.

Одним из неотъемлемых элементов учебной познавательной деятельности студентов является внимание как необходимое свойство психической деятельности человека, без которой немыслим сам процесс обучения

В психологической литературе внимание определяют как форму организации психической деятельности человека, которая заключается в направленности и сосредоточенности сознания на объектах, обеспечивающих их выразительное отражение. Установлено, что при вниманием всегда стоят интересы и потребности, установки и направленность личности в процессе познания реальности. В зависимости от того, что лежит в основе внимания, различают два ее основных вида — непроизвольную и произвольную.

В тех случаях, когда человек замечает какие-либо объекты (явления) или реагирует на определенную информацию в силу того, что это так или иначе затрагивает его чувства, эмоции, поддерживает или противоречит его желанию, призванием. А также представляет для нее непосредственный интерес, речь идет о непроизвольное внимание. Произвольное внимание, в отличие от непроизвольной, всегда выступает как результат активности личности, является актом сознательной воли и выражается в целесообразном направлении человеческой деятельности в определенное русло.

Когда человек сознательно стремится к удовлетворению своего интереса, к достижению поставленной цели

В нее входят положительные мотивации к определенной деятельности, и залогом успешного осуществления этой деятельности является его познавательная активность, стойка произвольное внимание. Исходя из этого, нужно признать, что основой произвольного внимания студентов является их положительные мотивации к обучению. То есть их внутренняя установка на необходимость обучения и добросовестное отношение к нему.

При формировании интереса студентов к правовых дисциплин необходимо учитывать то повышенное внимание. Которое проявляют большинство студентов в процесс раскрытия преступления и его использование в детективном жанре литературы, кино, театра, телепередачах.

Наличие у студентов таких знаний, с одной стороны, существенно облегчает решение важной задачи формирования у них положительных мотиваций к изучению правовых дисциплин. А с другой, какой-то степени гарантирует на лекциях высокий уровень активности непроизвольного внимания студентов. Потому что в этом случае ее основой является их знания и связан с этими знаниями комплекс ассоциаций, которые возникают при восприятии лекционного материала.

Вопросами организации произвольной и непроизвольного внимания студентов преподавателю необходимо заниматься на каждой лекции.

Если в течении лекции не держать постоянно в поле зрения преподавателя внимание студентов и не обеспечивать ее устойчивость, то положительные мотивации к изучению дисциплины у студентов ослабеют. Интерес к лекциям постепенно исчезнет и гораздо снизится уровень их умственной активности.

Особое значение имеет первая лекция

В ней необходимо дать общую обоснованную, проиллюстрированную яркими и содержательными примерами характеристику этой учебной дисциплины. Среди важных способов активизации внимания студентов на лекциях по правовым дисциплинам — использование фактического материала, статистических данных. А также примеров из судебной, прокурорской, адвокатской, следственной практики. Наличие примеров из практики всегда способствует более глубокому усвоению студентами учебного материала. Повышает воспитательное воздействие лекции на студентов.

Преподавателю, который имеет определенный стаж практической работы, значительно легче решать на своих лекциях задачи по активизации умственной деятельности студентов. Ведь он может использовать как один из эффективных способов организации внимания студентов свой профессиональный опыт.

Эффективность действий преподавателя по организации внимания студентов также зависит от правильно налаженного психологического контакта с аудиторией. А также взаимопонимания со студентами, умение оперативно использовать результаты обратной связи и своевременно вносить необходимые коррективы в изложение учебного материала.

При изучении юридических дисциплин устойчивый познавательный интерес студентов. А следовательно, и успешная мобилизация, прежде всего, их произвольного внимания, могут быть обеспечены только при условии заблаговременного формирования или усиления внутренних позитивных мотиваций к обучению.

голоса
Рейтинг статьи
Для любых предложений по сайту: childrenofrussia@cp9.ru