На современном этапе развития общества, в условиях высокотехнологичной экономики значительно возрастает роль высшего образования.
Необходимость решения задач обеспечения экономической устойчивости путем оптимального управления ресурсами, требует внедрения новых подходов к управлению вузом.
Эффективное управление образовательным учреждением невозможно без современных концептуальных подходов и методологических решений по управлению всеми видами ресурсов путем применения комплексного подхода к их привлечению и использованию.
В процессе выполнения исследования были использованы общенаучные и специальные методы познания экономических процессов и явлений. Теоретические и практические разработки основывались на таких методах: функционально-структурного анализа, укрупнение результатов и количественного анализа.
Как экономический процесс экономическая устойчивость представляет собой органический процесс четкого взаимодействия внутренних механизмов финансовой стабилизации вузов — оперативного, тактического и стратегического с целью обеспечения ее экономического роста.
Экономическая устойчивость — один из главных факторов, который влияет на достижение бюджетными учреждениями экономического равновесия и экономической стабильности.
Экономическая устойчивость — это постоянное стабильное превышение доходов над расходами, предусмотренными сметой, позволяет свободное маневрирование средствами в зависимости от изменений приоритетности направлений основной уставной деятельности.
Эффективность финансово-хозяйственной деятельности высшего учебного заведения
В ходе работы было предложено и обосновано следующие основные направления повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности высшего учебного заведения:
1) внедрение бюджетирования как эффективного средства управления финансами вуза;
2) разработка модели инновационного фонда высшего учебного заведения (введение механизма предоставления образовательных услуг с отсрочкой платежа);
3) оптимизация управления ресурсами высшего учебного заведения (как путь обеспечения экономической устойчивости) с помощью распределения основных видов ресурсов в направлении наибольшей финансовой отдачи и воспроизведения экономического потенциала высшего учебного заведения в процессе моделирования распределения ресурсов на этапе набора студентов.
В ходе работы предпринята попытка осуществить комплексный подход к текущего планирования хозяйственной деятельности государственных высших учебных заведений. С учетом современного состояния их финансирования и оптимального распределения основных видов ресурсов.
Это дает возможность обеспечения экономической устойчивости вуза. Предложить модель управления ресурсами образовательного учреждения на этапе набора студентов, которая учитывает его материальный, кадровый, финансовое состояние и существующие законодательные ограничения.
Позволяет определить объем и структуру оптимального набора студентов в зависимости от специальности и формы обучения.
Выявить и экономически обоснованные подходы к формированию механизма организации «экспорта образования» в развивающиеся страны. Что дает государственным вузам дополнительные возможности обеспечения экономической устойчивости в условиях растущей конкуренции на рынке образовательных услуг.
Определить сущность бренда и экономической устойчивости государственного высшего учебного заведения. Выявить влияния бренда на его экономическую устойчивость.