Управленческий и предпринимательский потенциал студентов-менеджеров
Диагностический инструментарий изучения управленческого и предпринимательский потенциал студентов-менеджеров
В современных условиях развития страны необходимы изменения в системе подготовки менеджеров, способных работать как в стабильных, так и в переменных, нестандартных и кризисных условиях экономики; становиться не только руководителями различных организаций, но и создавать собственные малые предприятия.
Исследование управленческого и предпринимательского потенциала у будущих менеджеров осуществлялось через подбор методов и методик исследования, который оговаривался конкретными условиями исследования, техническими возможностями, а также спецификой экспериментальной группы. Выбор методик исследования осуществлено на основе понимания данных понятий и структурных составляющих управленческого и предпринимательского потенциала отечественной науки.
К составляющих управленческого потенциала относят определенный уровень развития мотивации, интеллекта, креативности, наличие коммуникативных и организационных способностей, ассертивности, интернальность. К структурных составляющих предпринимательского потенциала относят профессиональную направленность, интеллектуальные качества (невербальные и вербальные) эмоционально-волевые качества (психоэмоциональное тонус и волевую
настойчивость) коммуникативные качества (общительность, организационно — лидерский потенциал, гибкость) деловые качества (самостоятельность и предприимчивость) интернальность. Существенными психологическими признаками предпринимательского потенциала риск, активность, творчество (Экономическая теория), лидерство.
В программу исследования были включены ряд методик исследования, позволяющие изучить как предпринимательский, так и управленческий потенциал будущих менеджеров
А именно: опросник «СМ»; методика карьерных ориентаций «Якоря карьеры» Э. Шейна (адаптация В. А.Чикер и В.Е. Винокуровой), тест для определения готовности к предпринимательской деятельности, анкета мотивации к предпринимательству, «Методика диагностики личности на мотивацию к успеху »Т. Элерса,« Методика диагностики степени готовности к риску »Шуберта, исследования коммуникативных и организаторских способностей (КОЗ-2), методика изучения субъективного контроля, тест-опросник исследования ассертивности в модификации В. Каппони и Т. Новак.
По опроснику «СМ» в будущих менеджеров определено пять психологических типов личности: «Критик», «Идеалист», «Прагматик», «Аналитик», «Реалист», которые позволяют спрогнозировать их эффективность при осуществлении управленческой и предпринимательской деятельности. По методике «Якоря карьеры» Э. Шейна (адаптация В.А.Чикер и В.Е. Винокуровой) изучено типы карьерных ориентаций, которым предоставляют преимущества студенты: профессиональная компетентность, менеджмент, автономия (независимость), стабильность работы и места жительства, служение, вызов, интеграция стилей жизни, предпринимательство.
По тесту готовности к предпринимательской деятельности определен уровень готовности к деятельности, направленной на предпринимательство
По анкете мотивации к предпринимательству выделено ведущие мотивы, которыми руководствуются студенты-менеджеры при осуществлении будущей предпринимательской деятельности. По «Методике диагностики личности на мотивацию к успеху» Т. Элерса исследован уровень мотивации к успеху в предпринимательской и управленческой деятельности. По «Методике диагностики степени готовности к риску» Шуберта определен уровень готовности рисковать в различных ситуациях деятельности. По методике КОЗ-2 изучен уровень развития коммуникативных и организаторских способностей, занимают значительное место в структуре предпринимательской и управленческой деятельности. По методике субъективного контроля определен уровень развития в исследуемых локус контроля (интернальность и экстернальность). По тесту-опроснику исследования ассертивности в модификации В. Каппони и Т. Новак изучено способность в будущих менеджеров проявлять независимость от внешнего воздействия и оценок, самостоятельно регулировать собственное поведение и отвечать за нее, уверенно отстаивать свои права, не препятствуя другим.
Полученные данные обработаны с использованием таких методов математической статистики, как: кластер ный анализ, сравнение более двух независимых выборок критерий Н-Краскала-Уоллеса, корреляционный анализ г-Спирмена, факторный анализ. Результаты исследования подлежали количественном и качественном анализа.
Итак, представленные диагностические методики позволили исследовать особенности проявления управленческого и предпринимательского потенциала у студентов-менеджеров.