Учебно-воспитательный процесс вуза

Учебно-воспитательный процесс вуза

Необходимость ориентации образования на результат, обусловлена требованиями бизнеса и предпринимательства, стала главным импульсом и мотивом возникновения нового подхода к организации учебно-воспитательного процесса и представление результата образования — компетентностного.

Из анализа литературных источников известно, что проблемы внедрения компетентностного подхода сегодня рассматриваются в методологическом, теоретическом и прикладном, собственно методическом, аспектах с целью определения результативно-целевой основы государственных образовательных стандартов, перечень компетенций в рамках образовательных областей и предметов.

Корректное описание компетенций будет способствовать решению проблемы сравнения результатов образования. С целью повышения эффективности и управления качеством учебно-воспитательного процесса.

Целью данного доклада является определение особенностей компетентностного подхода организации учебно-воспитательного процесса в высшей школе. Для понимания которых необходимо понимать сущностную разницу между различными подходами, а также определения понятий «компетенция» и «компетентность».

Исторически в вузах страны внедрялись системный, комплексный, интегрированный и акмеологический подходы. Рассмотрим, что они имеют общего, в чем различаются.

Системный учебно-воспитательный подход

Системный подход рассматривает исследуемый объект с позиции системы, целостности изучаемых явлений, объектов, знаний и т. д. Он сводит их в единую теоретическую картину мира и, таким образом, обеспечивает получение учащимися, крепких системных знаний.

Комплексный учебно-воспитательный подход

Комплексный подход также обеспечивает прочные системные знания, но, в отличие от системного подхода, он охватывает все системы знаний: о человеке, о природе, о технике, об обществе и основывается на законе диалектики, согласно которому каждый элемент системы рассматривается во всех возможных взаимосвязей «связях. То есть, комплексный подход рассматривает как отношение элемента к системе, так и отношение системы к конкретному ее элемента.

Читайте также  Реализация кредитно-модульной системы обучения

Интегрированный учебно-воспитательный подход

Интегрированный подход раскрывает исследуемый объект более широко. Во взаимодействии с объектами интеграции — науками, отраслям знаний, технологий, теориями и тому подобное. В отличие от системного и комплексного подходов, интегрированный подход не только обеспечивает системные знания, но и исследует их с позиции взаимодействия и оптимального применения при подготовке специалистов.

Акмеологический учебно-воспитательный подход

Акмеологический подход также имеет элементы интеграции, он определяет взаимосвязь общего и профессионального (специального) образования. Акмеологический подход выступает уже как синтетический принцип, включающий различные дидактические принципы (преемственности, межпредметных связей, системности, интеграции и т.д.), которые в своей совокупности, исходя из ОКХ будущего специалиста, определяют качество его подготовки в оптимально сжатые сроки.

Компетентностный учебно-воспитательный подход

Компетентностный подход заключается в смещении акцента с накопления нормативно определенных знаний, умений и навыков. К формированию и развитию способности практически действовать, применять индивидуальные техники и опыт успешных действий в ситуациях профессиональной деятельности и социальной практики. Компетентностный подход — это подход к исследованию, проектированию и организации учебно-воспитательного процесса, основной категорией которого выступает понятие «компетенция».

Читайте также  Оценка дипломной работы магистра

Язык компетенций является наиболее адекватным для описания результатов обучения. Но важно отличать компетенции от компетентности. Мы разделяем взгляды А.В. Хуторского, Е.Ф. Зеера и других исследователей, которые рассматривают компетентность как владение определенной компетенцией. Компетентность — это категория, которая сегодня позволяет интерпретировать результаты образования как совокупность когнитивных, ценностно-мотивационных и социальных составляющих, компетенция — понятие, связанное с содержанием области будущей профессиональной деятельности.

Согласно компетентностного подхода смысл организации учебно-воспитательного процесса высшей школы состоит в создании условий для формирования у студентов опыта самостоятельного и творческого решения познавательных, коммуникативных, организационных и других проблем, которые составляют содержание образования. Содержание образования при этом — это система компетенций, представляющая собой совокупность взаимосвязанных смысловых ориентаций, умений и знаний для эффективного решения профессиональных задач.

Трансформация содержания образования, другие принципы его отбора и структурирования. Применение новых методов и методик активизации учебного процесса, направленного на приобретение выпускником вуза компетенций, открывают путь к новому качеству образовательного процесса и позволяют подготовить специалиста, который отвечает современным требованиям рынка труда не только нашей страны, но и всего мира.

голоса
Рейтинг статьи

Читайте также:

Подписаться
Уведомить о
2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Для любых предложений по сайту: [email protected]