Учебно-воспитательный процесс вуза
Необходимость ориентации образования на результат, обусловлена требованиями бизнеса и предпринимательства, стала главным импульсом и мотивом возникновения нового подхода к организации учебно-воспитательного процесса и представление результата образования — компетентностного.
Из анализа литературных источников известно, что проблемы внедрения компетентностного подхода сегодня рассматриваются в методологическом, теоретическом и прикладном, собственно методическом, аспектах с целью определения результативно-целевой основы государственных образовательных стандартов, перечень компетенций в рамках образовательных областей и предметов.
Корректное описание компетенций будет способствовать решению проблемы сравнения результатов образования. С целью повышения эффективности и управления качеством учебно-воспитательного процесса.
Целью данного доклада является определение особенностей компетентностного подхода организации учебно-воспитательного процесса в высшей школе. Для понимания которых необходимо понимать сущностную разницу между различными подходами, а также определения понятий «компетенция» и «компетентность».
Исторически в вузах страны внедрялись системный, комплексный, интегрированный и акмеологический подходы. Рассмотрим, что они имеют общего, в чем различаются.
Системный учебно-воспитательный подход
Системный подход рассматривает исследуемый объект с позиции системы, целостности изучаемых явлений, объектов, знаний и т. д. Он сводит их в единую теоретическую картину мира и, таким образом, обеспечивает получение учащимися, крепких системных знаний.
Комплексный учебно-воспитательный подход
Комплексный подход также обеспечивает прочные системные знания, но, в отличие от системного подхода, он охватывает все системы знаний: о человеке, о природе, о технике, об обществе и основывается на законе диалектики, согласно которому каждый элемент системы рассматривается во всех возможных взаимосвязей «связях. То есть, комплексный подход рассматривает как отношение элемента к системе, так и отношение системы к конкретному ее элемента.
Интегрированный учебно-воспитательный подход
Интегрированный подход раскрывает исследуемый объект более широко. Во взаимодействии с объектами интеграции — науками, отраслям знаний, технологий, теориями и тому подобное. В отличие от системного и комплексного подходов, интегрированный подход не только обеспечивает системные знания, но и исследует их с позиции взаимодействия и оптимального применения при подготовке специалистов.
Акмеологический учебно-воспитательный подход
Акмеологический подход также имеет элементы интеграции, он определяет взаимосвязь общего и профессионального (специального) образования. Акмеологический подход выступает уже как синтетический принцип, включающий различные дидактические принципы (преемственности, межпредметных связей, системности, интеграции и т.д.), которые в своей совокупности, исходя из ОКХ будущего специалиста, определяют качество его подготовки в оптимально сжатые сроки.
Компетентностный учебно-воспитательный подход
Компетентностный подход заключается в смещении акцента с накопления нормативно определенных знаний, умений и навыков. К формированию и развитию способности практически действовать, применять индивидуальные техники и опыт успешных действий в ситуациях профессиональной деятельности и социальной практики. Компетентностный подход — это подход к исследованию, проектированию и организации учебно-воспитательного процесса, основной категорией которого выступает понятие «компетенция».
Язык компетенций является наиболее адекватным для описания результатов обучения. Но важно отличать компетенции от компетентности. Мы разделяем взгляды А.В. Хуторского, Е.Ф. Зеера и других исследователей, которые рассматривают компетентность как владение определенной компетенцией. Компетентность — это категория, которая сегодня позволяет интерпретировать результаты образования как совокупность когнитивных, ценностно-мотивационных и социальных составляющих, компетенция — понятие, связанное с содержанием области будущей профессиональной деятельности.
Согласно компетентностного подхода смысл организации учебно-воспитательного процесса высшей школы состоит в создании условий для формирования у студентов опыта самостоятельного и творческого решения познавательных, коммуникативных, организационных и других проблем, которые составляют содержание образования. Содержание образования при этом — это система компетенций, представляющая собой совокупность взаимосвязанных смысловых ориентаций, умений и знаний для эффективного решения профессиональных задач.
Трансформация содержания образования, другие принципы его отбора и структурирования. Применение новых методов и методик активизации учебного процесса, направленного на приобретение выпускником вуза компетенций, открывают путь к новому качеству образовательного процесса и позволяют подготовить специалиста, который отвечает современным требованиям рынка труда не только нашей страны, но и всего мира.
Заканчивая описание организационных форм обучения на разных этапах, нельзя обойти молчанием, внепрограммные занятия по иностранному языку, которые повышают интерес студентов к овладению этим видом деятельности на сугубо добровольных началах. Главная задача этого плана — увлечь студентов, приобщить их к сокровищнице чужого языка, раскрыть возможности овладевания речью на достаточно высоком уровне, подчеркнуть важность хорошего владения иностранным языком для современного специалиста.
В современных социально-экономических условиях ситуация принципиально меняется. В рыночной экономике знания, квалификация становятся главным капиталом специалиста. Исчезают проблемы дисциплины и мотивации учащихся и студентов к учению -они сами хотят учиться. Во главу угла ставится самостоятельная работа обучающегося, самоорганизация его учебной деятельности.