Современная концепция развития образовательных технологий
Присоединение страны к странам Болонского процесса дает возможность стать частью европейской образовательного сообщества. Для активизации обучающих технологий необходимо формирование новой интеллектуальной политики, способной обеспечить выход страны из кризиса, привести к обновлению общества и приблизить уровень жизни и образования до уровня развитых стран мира.
Во время глобальных изменений страна становится более открытой, интегрированной в мировое образовательное пространство. Страна более активно начала разрабатывать и внедрять новые образовательные технологии, которые являются стратегическим направлением перспективного развития системы образования.
Одним из главных аспектов Болонского процесса является значительное улучшение качества образования за счет совершенствования ее методико- материальной обеспеченности. Качество образовательного процесса зависит не только от уровня квалификации преподавателя и степени подготовки студентов, но и от качества организации образовательной деятельности и качества управления.
Сформировать полноценную творческую личность, удовлетворить его потребности в получении фундаментальных и специальных знаний и быть в состоянии адаптироваться к изменениям сферы деятельности — задача современного высшего образования.
От качества и результата направления образования зависит развитие и благополучие всего общества. Существенной частью формирования современного образовательного процесса является рассмотрение основных принципов образования, отражающие приоритетные направления эффективного обучения: организационные и личностного развития.
Организационными принципами организации учебного процесса по КМСОУП являются:
— фундаментальность, которая должна быть основой в получении будущей специальности;
— целостность обучения, характеризует завершенность отдельных процессов обучения, связь предмета с другими науками;
— модульное обучение, которое необходимо для гибкой и оперативной образования в зависимости от потребностей личности и общества;
— инновационно-творческое обучение, направленное на раскрытие внутренних ресурсов человека, творческих способностей, а также информатизация образования;
— активные формы обучения, объединяют интерактивное общение, систему тренингов, метод ролевых игр и тому подобное;
— погружение в предмет обучения, направленное на фокусирование внимания на выбранной профессии;
— профессиональная специализация, необходимая для конкретной направленности образования на социальный заказ.
Кроме того учитываются принципы личностного развития:
— социализация знания, то есть, адаптация и развитие отношений происходят в системе: личность-общество;
— этические нормы обучения, характеризующие личность преподавателя, который является проводником личностного и профессионального развития;
— самореализация личности, раскрывает самовоспитания, лидерские качества, умение управлять собой и другими, профессиональная и духовная культура;
— рефлексивное сопровождение, характеризуется тем, что студент планирует, анализирует и организует собственные действия, осуществляет проектную и контрольную функции рефлексии;
— согласованность коммуникативных культур, учитывает психо — социальные особенности личности студентов, их уровень подготовки, коммуникативные и культурные различия.
Учитывая существенное влияние инновационных факторов обучения, формируют у студентов навыки креативного мышления
Нами внедрены в учебный процесс изучения курса «Маркетинг» для студентов товароведческого факультета оформления рабочей тетради по разработке проекта плана маркетинга фирмы. Данная работа профессионально ориентирована, дает возможность студенту проявить творчество и интеллектуальные способности. Инновационный подход при выполнении задания способствует самостоятельному получению знаний, которые предоставляют студенту ощущение личной значимости и соответствия требованиям времени, а также получению профессиональных компетенций.
Итак, растущая конкуренция на рынке образовательных услуг требует от высших учебных заведений постоянного поиска способов и методов совершенствования учебного процесса, приближения содержания высшего образования к требованиям и потребностям рынка.