Составляющая профессиональной подготовки преподавателей
В контексте современных глобализационных процессов в сфере образования вопрос качественной профессиональной подготовки и развития преподавателей экономических дисциплин приобретает особую актуальность.
Это обусловлено модернизацией образования, требованиями, которые ставит к преподавателям новое информационное общество. Новым стратегическим направлением формирования образа современного преподавателя как компетентного специалиста, конкурентоспособного на рынке труда наряду со специалистами европейских стран.
Вопрос подготовки преподавателей экономических дисциплин приобрели особую актуальность. Вследствие быстрого развития экономического образования и расширения сети учебных заведений, которые предоставляют соответствующие образовательные услуги, а потому, педагогическое образование должно стать составляющей профессиональной подготовки преподавателей экономических дисциплин в системе высшего экономического образования.
Профессиональная подготовка преподавателей
Современный преподаватель должен выступать зеркалом новых изменений, которые происходят в обществе, ведь согласно этим изменениям преподаватель экономических дисциплин должен быть преподавателем нового типа, а следовательно, и образцом демократических ценностей и приоритетов в формировании профессиональных умений будущих специалистов экономической отрасли.
Освещение вопросов значимости педагогического образования в профессиональной подготовке преподавателей экономических дисциплин в системе высшего экономического образования.
Для высшего экономического образования нашей страны, и особенно вузов II уровня аккредитации, достаточно остро стоит проблема психолого-педагогической подготовки преподавателей экономического профиля. Анализируя профессию преподавателя высшего учебного заведения, мы можем утверждать, что это — одна из самых творческих и сложных профессий, в которых сочетаются науку и искусство.
Эта профессия сродни трудом писателя (творчество в подготовке материала), режиссера и постановщика (создание замысла и его реализация), актера (в педагогической деятельности инструментом является личность преподавателя), педагога, психолога и ученого.
Преподаватель — это центральная фигура в процессе обучения и от его образованности, интеллекта, духовности, нравственного здоровья, творческого потенциала и профессионализма становятся сегодня и определяющими условиями успеха человека в частности, и предпосылкой прогресса общества в целом.
Остановимся на понятии слова «учитель». Анализ смысла слова «учитель» в исторической ретроспективе доносит до нас тот оттенок смысла слова учитель — когда человек воспринимается как духовно и нравственно выше (ментор, гуру, учитель).
Многие умений и навыков, открывал мудрый средневековый мастер воспринимались учениками как посвящение в мастерство. По мнению М. Монтеня «дело не в том, чтобы прицепить к душе знания: они должны укорениться в ней; не в том, чтобы слегка смазать ее ними, необходимо, чтобы они пропитались ее насквозь, и если она от этого не изменится и не улучшит свою несовершенную природу, то, безусловно, стоит оставить это дело ».
Педагогический словарь учителя
Педагогический словарь предлагает нам следующие характеристики значение слова «учитель»:
— «Учитель» — это лицо, передающее другим усвоенный им знания, умения, приобретенный опыт, свое понимание жизни и отношение к нему;
— «Учитель» в широком социальном смысле — мыслитель, общественный деятель, формирует взгляды и убеждения людей, помогает им найти свои пути в жизни;
— «Учителем» часто называют человека чья мудрость и жизненный опыт оставили глубокий след в развитии отдельной личности и ее судьбы.
Итак, по нашему мнению, в процессе обучения студентов вузов формируется представление о «образ» преподавателя, от курса к курсу меняется, обобщается и обогащается новыми чертами.
С представлением об «образ» студент соотносит свое поведение и действия в различных ситуациях учебной деятельности. Поскольку специфика образовательного процесса в вузе как нигде предполагает активное трансляцию качеств преподавателя на большинство студентов.
Именно личность преподавателя, его мировоззрение, эмоционально волевой сфера, жизненный опыт, черты характера, уровень профессионального мастерства, отношение к своему делу, вызывают у будущих специалистов экономической отрасли потребность в знаниях и желание глубоко и досконально изучать экономические дисциплины.
Преподаватель экономических дисциплин
Анализируя вышесказанное, по нашему мнению, ведущим в системе обще педагогической подготовки преподавателей экономического профиля. Базовым должен стать курс педагогики и психологии, ведь большинство преподавателей, имея хорошие экономические знания по предмету, не могут донести их до студентов, в связи с тем, не имеющих педагогического образования.
Мы считаем, что специалистам с экономическим образованием, которые выбрали педагогическую деятельность, необходимо второе высшее педагогическое образование. Ведь переквалификация преподавателя начинающего в две-три недели не позволяет быстро овладеть методикой преподавания занятий.
Несмотря на то, что преподаватель экономических дисциплин, должен иметь необходимые профессиональные и практические знания, мы не можем обойти вниманием важность педагогического мастерства, ведь только благодаря высокому профессионализму педагога, можно возбудить интерес к изучению экономических дисциплин и создать условия для творческой деятельности студентов.
Хочется отметить, что курс «Педагогики» концентрирует в себе методологические, теоретические и методические основы учебно-воспитательного процесса. Благодаря ему преподаватели экономических дисциплин овладевают теорией обучения и воспитания, практическими умениями и навыками, осознают социальное значение педагогики и ее роль в формировании личности.
Не менее важную роль в профессиональном становлении преподавателя экономических дисциплин играет и курс «Психология».
Ведь знания возрастных и индивидуальных особенностей студентов обеспечивает понимание их психики. Создает предпосылки для осуществления индивидуального подхода к каждому студенту, что имеет большое значение в современных условиях. Итак, единство курсов педагогики и психологии должно обеспечивать общетеоретический фундамент профессиональной подготовки преподавателей экономических дисциплин.
Ценные качества преподавателей экономических дисциплин
При проведенном анкетировании студентов Торгово-экономического колледжа и изучении их мнения в отношении качеств преподавателей экономических дисциплин, мы заметили, что студенты ценят больше глубину знаний и эрудицию преподавателей, которые умеют доступно и интересно изложить учебный материал:
— имеют творческий подход к проведению занятий;
— стремление преподавателя к самосовершенствованию;
— умение вызвать интерес к получению знаний;
— стимулировать студентов к самостоятельному выполнению достаточно сложных задач;
— педагогическую и методическую мастерство;
— уважение к студентам и способность их любить;
— искренность, доброжелательность, общительность, умение понять другого;
— требовательность;
— чувство такта;
— яркую индивидуальность.
Таким образом, студенты нуждаются в специально подготовленных современных преподавательских кадрах. Которые бы удовлетворяли потребности личности в таких знаниях и такой информации, позволяющих быстро адаптироваться в современных экономических процессах нашего государства и мира.
Отсюда следует, что существует потребность в специальной, профессиональной подготовке современных преподавательских кадров, разработке соответствующей методологии. Внедрении в учебный процесс теоретических и практических новейших технологий, подходов и методов с обязательным включением технических, технологических и человеческих знаний в области педагогики, психологии и др. сфер деятельности.
Основные направления работы преподавателя
По нашему мнению, основными направлениями работы преподавателя должны быть:
— изучение руководящих, педагогических документов (приказов, декретов, инструкций, положений);
— изучение учебно-методических материалов по предмету преподавания (учебный план, рабочая программа, тематический план, авторская методика) работа над литературой и источниками по своей профессии;
— постоянное обогащение психолого-педагогических знаний, умений, навыков;
— работа над учебно-методическими комплексами;
— методическая работа: авторские методики, методические разработки (рекомендации, указания) и учебные пособия; научно-исследовательская работа (дипломные и магистерские работы, курсовые работы, отчеты практик, проведение студенческих конференций, подготовка и написание диссертаций, монографий, учебников).
Проводя исследования научной темы, нами установлено. Что запросу высшей школы в современном социально-экономическом развитии общества является модель высококвалифицированного, профессионально подготовленного преподавателя, который бы сочетал в себе глубокую научную эрудицию с глубокими знаниями основ психолого-педагогической науки и высоким уровнем методических умений.
Следует заметить, что только совокупность таких компонентов как педагогические, психологические, профессиональные, разносторонние компетенции, знания, умения и навыки. А также поддержка со стороны руководства вуза и государства, является залогом профессионального роста и формирования педагогического мастерства преподавателей высшей школы.