Site icon Дети России

Развитие высших учебных заведений

Развитие высших учебных заведений

Развитие высших учебных заведений

Прогрессивность общественного развития во многом зависит от способности образовательной сферы воспроизводить интеллектуальный потенциал, качественную рабочую силу. Современная система высшего образования страны охватывает значительный сегмент общества, в ее сферу вовлечены большие человеческие, финансовые и материально-технические ресурсы.

Система высшего образования представляет собой сложный комплекс экономики, деятельность и развитие которого требуют широкого использования научных знаний, внедрения научно обоснованных методов управления, привлечения финансовых и материальных ресурсов.

Многие теоретико методологических проблем и практических вопросов, связанных с организацией научных исследований, определением их эффективности, связи с инновационными процессами, остаются нерешенными.

Требуют дальнейшего научного обоснования и методического обеспечения классификация направлений инновационной деятельности высшего учебного заведения. Повышение эффективности организации и управления научно-исследовательской деятельностью, нерешенными остаются теоретические вопросы, связанные с определением учебно педагогического эффекта результативности научной работы, диверсификации источников финансирования инфраструктуры вузовской науки.

Как элемент единой системы хозяйствования, высшее учебное заведение находится в постоянном взаимодействии с внешней социально-экономической средой.

Функционирование вузов зависит от влияния внешних факторов

С одной стороны, функционирование вузов, как предприятия, зависит от влияния внешних факторов, а именно:

— потока абитуриентов и доли в них студентов, обучающихся по бюджетным заказу и по контракту;
— потока лиц, повышающих квалификацию и научный уровень — аспиранты, докторанты, студенты факультетов повышения квалификации, слушатели курсов переподготовки и тому подобное;
— потока трудовых ресурсов — профессорско преподавательский состав, научный, учебно-вспомогательный, научно вспомогательный и административно-вспомогательный персонал качества материально-технических ресурсов — учебное и научное оборудование, учебная и научная литература, программное обеспечение;
— объемов и структуры финансирования.

С другой стороны, высшее учебное заведение влияет на окружающую среду, определяя его интеллектуальное развитие. Это влияние проявляется через выпуск квалифицированных специалистов, подготовку научно-педагогических кадров, переподготовку и повышение квалификации специалистов, выполнение научно-исследовательских работ, внедрения результатов научных исследований в производство и учебный процесс.

Эффективное функционирование высшего учебного заведения в целом и его научной составляющей определяется многими факторами, среди которых ведущую роль играют кадровое, финансовое обеспечение и внедрение инновационных технологий.

Инновационная система высшего учебного заведения

Так, инновационная система высшего учебного заведения — это организационно-управленческий механизм по разработке и внедрению инноваций для повышения его конкурентоспособности.

Ее целью является определение и реализация перспективных направлений деятельности в двух относительно самостоятельных. Но взаимосвязанных и взаимодополняющих аспектах деятельности высшего учебного заведения — совершенствование процесса обучения и разработка новых технологий образования и осуществления научной и научно-исследовательской деятельности.

Оценивать уровень инновационной деятельности целесообразно не только по показателям внедрения инноваций в учебный процесс, но и за его конечным результатом — подготовкой конкурентоспособного специалиста. Это позволит четко указать актуальную для современного образования категорию «инновационный университет».

Реформирование высшего образования в соответствии современным требованиям предусматривает необходимость адекватной оценки. И выполнением одной из основных функций университетского образования — активное внедрение в учебный процесс результатов научных исследований.

Существующие сейчас показатели позволяют оценивать результативность научно-исследовательской работы по следующим видам эффектов:

— экономическим,
— техническим,
— социальным.

Каждый из них характеризует определенный результат, но без связи с учебным процессом.

Эффективное функционирование высшего учебного заведения обусловлено органическим сочетанием деятельности отдельных подсистем:

— учебной,
— научно-исследовательской,
— финансово-хозяйственной.

Так, высшая школа имеет огромный научный потенциал, но используется он далеко не полностью. Поиск путей повышения эффективности вузовских научно-исследовательских работ имеет большое значение не только для самой высшей школы, но и для всего народного хозяйства страны.

голоса
Рейтинг статьи
Для любых предложений по сайту: childrenofrussia@cp9.ru