Прогрессивность общественного развития во многом зависит от способности образовательной сферы воспроизводить интеллектуальный потенциал, качественную рабочую силу. Современная система высшего образования страны охватывает значительный сегмент общества, в ее сферу вовлечены большие человеческие, финансовые и материально-технические ресурсы.
Система высшего образования представляет собой сложный комплекс экономики, деятельность и развитие которого требуют широкого использования научных знаний, внедрения научно обоснованных методов управления, привлечения финансовых и материальных ресурсов.
Многие теоретико методологических проблем и практических вопросов, связанных с организацией научных исследований, определением их эффективности, связи с инновационными процессами, остаются нерешенными.
Требуют дальнейшего научного обоснования и методического обеспечения классификация направлений инновационной деятельности высшего учебного заведения. Повышение эффективности организации и управления научно-исследовательской деятельностью, нерешенными остаются теоретические вопросы, связанные с определением учебно педагогического эффекта результативности научной работы, диверсификации источников финансирования инфраструктуры вузовской науки.
Как элемент единой системы хозяйствования, высшее учебное заведение находится в постоянном взаимодействии с внешней социально-экономической средой.
Функционирование вузов зависит от влияния внешних факторов
С одной стороны, функционирование вузов, как предприятия, зависит от влияния внешних факторов, а именно:
— потока абитуриентов и доли в них студентов, обучающихся по бюджетным заказу и по контракту;
— потока лиц, повышающих квалификацию и научный уровень — аспиранты, докторанты, студенты факультетов повышения квалификации, слушатели курсов переподготовки и тому подобное;
— потока трудовых ресурсов — профессорско преподавательский состав, научный, учебно-вспомогательный, научно вспомогательный и административно-вспомогательный персонал качества материально-технических ресурсов — учебное и научное оборудование, учебная и научная литература, программное обеспечение;
— объемов и структуры финансирования.
С другой стороны, высшее учебное заведение влияет на окружающую среду, определяя его интеллектуальное развитие. Это влияние проявляется через выпуск квалифицированных специалистов, подготовку научно-педагогических кадров, переподготовку и повышение квалификации специалистов, выполнение научно-исследовательских работ, внедрения результатов научных исследований в производство и учебный процесс.
Эффективное функционирование высшего учебного заведения в целом и его научной составляющей определяется многими факторами, среди которых ведущую роль играют кадровое, финансовое обеспечение и внедрение инновационных технологий.
Инновационная система высшего учебного заведения
Так, инновационная система высшего учебного заведения — это организационно-управленческий механизм по разработке и внедрению инноваций для повышения его конкурентоспособности.
Ее целью является определение и реализация перспективных направлений деятельности в двух относительно самостоятельных. Но взаимосвязанных и взаимодополняющих аспектах деятельности высшего учебного заведения — совершенствование процесса обучения и разработка новых технологий образования и осуществления научной и научно-исследовательской деятельности.
Оценивать уровень инновационной деятельности целесообразно не только по показателям внедрения инноваций в учебный процесс, но и за его конечным результатом — подготовкой конкурентоспособного специалиста. Это позволит четко указать актуальную для современного образования категорию «инновационный университет».
Реформирование высшего образования в соответствии современным требованиям предусматривает необходимость адекватной оценки. И выполнением одной из основных функций университетского образования — активное внедрение в учебный процесс результатов научных исследований.
Существующие сейчас показатели позволяют оценивать результативность научно-исследовательской работы по следующим видам эффектов:
— экономическим,
— техническим,
— социальным.
Каждый из них характеризует определенный результат, но без связи с учебным процессом.
Эффективное функционирование высшего учебного заведения обусловлено органическим сочетанием деятельности отдельных подсистем:
— учебной,
— научно-исследовательской,
— финансово-хозяйственной.
Так, высшая школа имеет огромный научный потенциал, но используется он далеко не полностью. Поиск путей повышения эффективности вузовских научно-исследовательских работ имеет большое значение не только для самой высшей школы, но и для всего народного хозяйства страны.