Пути повышения мотивации для получения студентами образования высокого качества
Для усовершенствования системы начисления стипендии студентам с целью повышения заинтересованности студентов в обучении предлагается начислять стипендию более двух раз в год по результатам модульного оценивания.
Многолетний опыт работы авторов в высших учебных заведениях позволяет утверждать, что задача обеспечения страны высококачественными специалистами может быть успешно решена, в первую очередь, при решении проблемы личностной правильности к обучению.
Мотивация учиться может иметь различные формы. Главные из них: познавательная, профессиональная и материальная. Наверное, относительно небольшая часть студентов в процессе обучения руководствуется главным образом мотивами познавательными и мотивами привлекательности будущей профессиональной деятельности. Подавляющее большинство студентов волнуют, и это естественно, материальные стимулы.
Проанализируем, насколько эффективно реализуется стимулирующая функция стипендии на сегодняшний день. Во-первых, она начисляется только дважды в год. Во-вторых, установлено только два вида стипендии: обычная и повышенная. В-третьих, она начисляется не всем лучшим или самым лучшим студентам. Кроме того, размеры стипендий установлены неизменными на весь период обучения.
Заметим, что стипендия в вузах по своему размеру соизмерима с размером минимальной зарплаты или пенсии
Стипендия может быть материальным стимулом результативной ритмичной ежемесячной познавательной деятельности студента, если она будет начисляться не два раза в год, а чаще, например 6 раз в год, используя, например, результаты модульного контроля, а также итогового.
Естественно и справедливо разную эффективность деятельности студента по-разному стимулировать. И разница в материальном стимулировании должна быть не символического, а более адекватной усердия и эффективности познавательной деятельности студента. Кроме того, размер стипендии должен способствовать формированию веры в справедливость, любви к систематическому труду, убежденности в том, что не заработаешь — не получишь.
Категория стипендии определяется исходя из среднего балла успеваемости
Стипендия начисляется студентам, учатся без троек (по традиционной пятибалльной шкале) по всем учебным дисциплинам. В отдельных случаях, но только при наличии остатков стипендиального фонда и только в пределах стипендиального фонда и только при условии среднего балла, не ниже четыре может начисляться стипендия третьей категории при наличии троек.
На сегодняшний день результаты модульного контроля влияют на факт получения или неполучения стипендии только через несколько месяцев. Если же студент будет знать, что очень скоро будет происходить начисление стипендии и всего за два месяца его деятельности, то предложенная система будет материально побудить его к максимально ритмического обучения.
Очевидно, государство заинтересовано в количестве высококачественных специалистов, и именно на достижение таких целей должна направлять государственные средства. По нашему мнению, система материального стимулирования будет более справедливой, если стипендию будут получать лучшие студенты независимо от формы поступления в вузы.
Заметим, что до введения предложенной системы может быть введена следующая форма стимулирования познавательной деятельности студента: модульный контроль завершается зачислением соответствующего раздела учебной дисциплины или санкцией о снижении размера стипендии.
Таким образом, предлагается (за счет более рационального использования существующего стипендиального фонда) систему материального стимулирования деятельности студентов сделать более ритмичной, динамичной, более адекватной, справедливой и, как вывод, более эффективной.