Практические аспекты визуализации в системе инновационного обучения
Современные ученые стремятся классифицировать дидактические приемы, оставляя неизученными психологические методы обучения в образовательном процессе. В связи с этим мы считаем необходимым рассмотрение и использования с дидактикой родственных ей наук — физиологию, кибернетику, философию и психологию. Мы предположили, что задачу систематизации поисковых методов следует решать на основе психологических критериев группировки изучаемых. Для этого был проведен анализ исследуемых дидактических приемов на наличие в них конструкции эвристических стратегий для применения их в товароведении.
В ходе эксперимента было установлено, что в образовательном процессе товароведения используются такие мыслительные стратегии: последовательные приближения, сравнение, аналогия.
Этот материал посвящен наиболее применяемом в товароведении метода сравнения. Стратегия сравнения является одной из самых востребованных мыслительных форм человека, которым она постоянно пользуется в обычной жизни, в процессе обучения и производственной деятельности. Вполне естественно, что с эвристических методов обучения приемы визуализации является наиболее изученными и востребованными.
Работы М. Роуз и Д.А. Поспелова доказывают, что успешность восприятия и запоминания визуальной информации зависит от продолжительности демонстрации наглядного материала и не связана с продолжительностью интервала между его показом, но усвоение вербального материала зависит именно от него. По их мнению, визуальную информацию воспроизвести гораздо легче, чем вербальную. Ученые установили, что при одновременной визуальной и вербальной действия человек в большинстве случаев реагирует на первый способ передачи информации, часто пропуская другой. Человек больше доверяет увиденному, чем услышанному, что доказано экспериментальными данными научных исследований.
Приемы визуализации используются нами при подготовке специалистов и магистров товароведов как дополнительный метод к основной техники
На первой стадии обучения метод визуализации способствует более легкому и прочному усвоению материала, который при традиционной методике студенты просто учат наизусть.
Решающим моментом выбранного способа обучения, позволяет легко и быстро усвоить значительный объем скучной информации, применение техники аудио- кинестезической визуализации. Практика показала, что достигается почти 100-процентная активизация группы. Кроме того, на каждом занятии есть возможность оценить степень подготовленности всех студентов, а это очень мобилизует, создает конкуренцию и соперничество.
Применение новой техники обучения уже в течении двух месяцев дает позитивные результаты. Так во время опроса студентов по трем темам курса «Товароведение» для студентов факультета менеджмента получены следующие результаты: на 85% вопросов студенты отвечают правильно.
Техника моделирования предполагает использование в процессе обучения объемных сходств единиц, изучаемых позволяют рассмотреть изучаемый с разных сторон. К технике моделирования можно отнести работу студентов с компьютерными программами курса.
Техника фокальной наглядности по данной дисциплине реализуется через работу с настоящими бланками документов. При этом информация воспринимается учеником и вербально, и визуально.
Подводя итог вышеизложенному, можно сказать, что для систематизации эвристических методов обучения необходимо использовать психологические критерии организации умственной деятельности студентов. Классификация же приемов обучения соответствует уровню дидактической техники, предполагается как системообразующий фактор использования комбинаций эвристических операций.