Система организации социального воспитания будущих специалистов в области коррекционного образования и психологии в условиях университета предусматривает следующие структурные компоненты: создание условий для осознания студентами необходимости в формировании профессионально-личностных качеств, социальных умений и навыков; обеспечение взаимосвязи самовоспитуемой активности студентов и их интегральной готовности к творческому выполнению профессиональных функций на морально-филантропической основе; оказание помощи студентам в социальном и профессиональном становлении; стимулирование самовоспитуемой активности студентов, участия в общественной жизни.
Они определяют направленность ума человека, т.е. формируют склад мышления, который характеризует профессиональную направленность личности
Получая профессиональное образование в высшем учебном заведении, студенчество, как часть такой социальной группы как молодежь, имеет свои специфические особенности. Одной из таких особенностей является свойственный ей социальный престиж. Большая часть студентов осознают, что обучение в вузе — это один из способов социального продвижения.
Поэтому одной из важнейших особенностей высшего педагогического образования, кроме роста значения компетентности будущего специалиста, является создание полноценных условий для его активной социализации. Важно быть не только квалифицированным специалистом, но и, прежде всего, компетентным в своей области, творческой личностью. Способной стремиться к самореализации, духовного обогащения, к самосовершенствованию.
Компетентный и творческий специалист отличается от квалифицированного тем, что он не только обладает определенными знаниями, умениями и навыками. Которые необходимы для его плодотворной профессиональной деятельности, но и успешно реализует их в своей работе, всегда движется вперед к идеалу возможного совершенствования, и выходит за пределы своей дисциплины. Считает свою профессию большой ценностью. В наше время потребность в подготовке специалистов, соответствующих международному уровню конкурентоспособности, является главным направлением деятельности каждого педагогического коллектива. Приобретенные знания, умения, навыки в высшей школе помогают специалисту эффективно решать задачи. Относящиеся к его профессиональной деятельности и гражданского волеизъявления.
В современной психологической науке появилось новое направление исследований личности, связанный с определением личностных факторов положительного функционирования человека, обеспечивающих его субъективное, психологическое и социальное благополучие
Рассматривают такие основные аспекты, которые интересуют исследователей в области позитивной психологии, в частности, роль положительных эмоций в жизнедеятельности человека (Фредриксон), «положительные черты характера» (character strengths), психологические признаки истинного счастья (autentic happyness) — субъективное благополучие, социальное благополучие и т. д.. А также новейшие достижения в области позитивной психологии, которые дают представление о перспективности этого направления. По их мнению, под влиянием положительных эмоций благодаря эффекту расширения мыслительной и поведенческой активности человека, положительные эмоции можно рассматривать как важный фактор. А также формирующий новые ресурсы поведения человека в личностном, социальном и профессиональном становлении.
Очень важно, чтобы на ранних этапах своего профессионального становления студенты начали осмысления своего выбора, увидели его связь с целями и задачами выбранной профессии. А также были привлеченным в специально организованную работу по развитию своих социально-профессиональных ориентиров. Такой работой может стать волонтерская или благотворительная работа во время учебы в высшем учебном заведении.
Сегодня подавляющее количество студенческой молодежи занимается волонтерской работой. Однако, в нашей стране еще не сформирован оптимальной модели волонтерской работы, особенно в вузах. Которая включала бы эффективные механизмы привлечения и отбора, обучения и мониторинга, супервизии и поощрения, которые являются основными шагами волонтеров. Деятельность волонтеров, которых еще называют добровольцами, чрезвычайно важна на современном этапе развития общества в целом, и коллективе высшей школы в частности.
Известно, что сейчас значительная роль отводится теоретическому обоснованию процесса благотворительной деятельности и добровольчества. Но не всегда те, кто занимается этой деятельностью, имеют возможность в полном объеме и с определенной мотивацией использовать приобретенные теоретические знания на практике. Поэтому нам представляется важным вопрос исследования организации волонтерской работы в студенческих коллективах как фактора социального и профессионального становления студенческой молодежи.
Актуальность проблемы привлечения студентов к волонтерству заключается в том, что волонтеры не только добровольные помощники, которые понимают и чувствуют проблемы и трудности других людей
А это еще возможность для самореализации и саморазвития человека, помогает воспитывать, формировать себя как гуманную, высокодуховную, культурную, ценностно ориентированную личность со способностью и желанием творить в духе лучших гуманистических достижений человечества. Для будущих профессионалов важно заботиться о самореализации, передавать свой практический опыт, приобретать социальные умений и навыков. Чувствовать свою необходимость, а также быть причастными к благотворительных дел региона, государства. Самое важное в работе волонтера — это осознание необходимости собственной деятельности и желание работать. Главное преимущество волонтеров заключается в том, что они выполняют работу. Которая им нравится, и получают удовольствие от результатов.
Для координации действий педагогов и практиков социальной сферы в процессе организации волонтерской работы создан Центр социальных инициатив и волонтерства — структурированное общественное объединение со своим положением, программой и направлениями деятельности. Реализации целей и задач деятельности созданного общественного объединения способствовало сотрудничество: между университетской координационным советом Центра социальных инициатив и волонтерства (совет по гуманитарно-воспитательной работы, заместители деканов факультетов по воспитательной работе, центр гуманитарных проблем образования, кафедра педагогики и коррекционного образования, совет студентов ) и общественным советом социальных партнеров (управление по делам детей городского совета, приюты для несовершеннолетних и детские дома, школа-интернат, дом малютки и др.).
Моделируя систему организации волонтерской работы, мы руководствовались основными принципами общей теории систем, принципами волонтерства, а также воспитательными функциями
Учитывая это, нами установлено, что организация волонтерской работы — дифференцированное и взаимно упорядоченное объединение индивидов и групп. Осуществляющих благотворительную деятельность на основе общих целей. С помощью различных педагогических средств, направленных на решение социальных проблем. Ради благополучия и процветания личности и общества в целом. Именно от уровня организации волонтерской работы студентов во многом зависит качество их профессиональной подготовки. А эффективность организации волонтерской работы в вузе зависит от участия его руководства, которое обеспечивает тесную взаимосвязь с субъектами организации волонтерской работы. И создает надлежащие социально-педагогические условия.
Проведенное нами исследование по организации модели волонтерской работы среди студентов как условия их успешного социального и профессионального становления позволяет сформулировать теоретические и практические выводы. Рекомендации по адаптации студентов к будущей профессии. Волонтерскую работу рассматриваем как составляющую профессиональной подготовки специалистов в области образования, как школу личностного развития. А также получения профессионально важных знаний, умений и качеств, успешной самореализации.
Считаем, что привлечение студентов к волонтерской деятельности является важным направлением работы кураторов, студенческого актива вузов, может быть темой следующего исследования. На основании собственного опыта организации волонтерской деятельности можем утверждать о достаточно большую популярность волонтерской работы в обществе вообще и в условиях высшего учебного заведения в частности.