Опыт внедрения инновационных технологий при подготовке бакалавра по экономике
При подготовке специалистов по образовательно-квалификационному уровню бакалавр экономики использование инновационных технологий имеет огромное значение. Бакалавр экономики должен быть широко эрудированным в области базовых знаний, владеть современными информационными технологиями и методами получения, обработки и представления экономической информации. Сложность подготовки такого специалиста заключается в том, что за сравнительно короткое время обучения необходимо подготовить высококвалифицированного работника, будет конкурентоспособным на рынке труда.
Современная информатизация образования, перестройка экономических отношений, изменение статуса преподавателя в высшей школе обусловливают переход от традиционных форм профессионального обучения бакалавров экономического профиля к обучению на инновационных технологических принципах.
Подготовка экономистов должна базироваться на формировании у будущего выпускника экономического рыночного мышления, формирование которого у студентов возможно лишь в условиях интересного представления информации, представляемой как учебный материал, и такого построения курсов лекций, чтобы студент чувствовал потребность в новых знаниях. При этом современная система образования направлена в основном на получение знаний путем самостоятельности обучение, развитие творческого мышления, индивидуальных способностей студентов.
Итак, с одной стороны, в сегодняшних условиях преподавания требует определенных усилий преподавателя при подготовке материала учебных дисциплин, с другой — самоотверженности студентов, их желание изучать эти дисциплин
Способствует этому активное внедрение преподавателями новейших инновационных технологий, ориентированные на активизацию познавательной деятельности студентов.
На основе базовых элементов образования инновационного типа, которые внедряются в ХДУХТ: кредитно-модульная система обучения, модульно-рейтинговая система контроля и оценки результатов обучения студентов, новейшее организационное и учебно-методическое обеспечение учебных курсов, структуризация информационно коммуникационного пространства университета и создание инновационного информационно-образовательной среды, преподавателями кафедр экономического факультета проводится работа по разработке и освоению электронных учебно-контролирующих средств при изучении экономических дисциплин, их бумажного методического обеспечения, применения новейших обучающих технологий преподавания.
Преподаватели плодотворно работают над созданием бумажных и электронных версий программно-методических комплексов дисциплин
Которые преподают, и расположением их во внутренней электронной библиотеке в среде университета и в глобальной сети в наиболее подходящем виде — гипертексте; самостоятельно разрабатывают системы текущего и итогового контроля знаний студентов по дисциплинам, рейтинг оценки, который зависит от содержания и структуры, сложности дисциплины, количества отведенных часов. Особое место в этом процессе отведена разработке тестового контроля, в частности компьютерного, который помогает более четко проследить структуру знаний студентов и на основании этого переоценить методические подходы к изучению дисциплины, индивидуализировать процесс обучения, активизировать самостоятельную работу.
Достаточная обеспеченность бумажными и электронными средствами обучения позволяет преподавателям активно использовать инновационные обучающие технологии при работе в аудитории, такие как информационные, проблемные, развивающие, проектные, интерактивные, индивидуализированные, модульные, игровые, интегрированные, дистанционные. Инновационные технологии в учебном процессе высшей школы охватывают его содержание, сущностные характеристики, весь комплекс дидактических приемов, применяемых в практике высшей школы. Во время преподавания лекционного материала преподаватели активно используют нетрадиционные формы представления материала — учредительная, интегрирующая, подготовительная, проблемная, научная лекции, лекция-визуализация, деловые, ролевые игры, тренинги, «круглые столы», решение кейс-ситуаций, кроссвордов.
Все информационные ресурсы, новые формы и методы обучения, используемые при подготовке бакалавров по экономике, является чрезвычайно эффективным способом повышения уровня познавательной заинтересованности студентов, позволяют актуализировать учебный материал, активизировать учебный процесс, повышают мотивацию студентов к обучению и качественных показателей успешности, стремление к самообразования, ориентируют их поведение на развитие навыков, приобретения знаний, углубленное их усвоения, способствуют сокращению времени для оценки знаний всех студентов на каждом занятии.