Организационно-методическое обеспечение практической подготовки студентов
Приоритетными направлениями государственной политики по развитию экономического образования является его личностная ориентация; формирование национальных и общечеловеческих ценностей; постоянное повышение качества образования, обновление его содержания и форм организации учебно — воспитательного процесса; развитие системы непрерывного образования и обучения в течение жизни; интеграция отечественного образования в европейское и мировое образовательное пространство.
Сейчас особое значение приобрела не простая передача студенту определенной суммы знаний, но и выработка у него потребности пополнять их, сформировать и закрепить практические профессиональные умения и навыки. Знания, полученные в вузе — не вершина образованности, а только толчок к дальнейшему непрерывного образования и самообразования.
Результаты изучения профессиональной деятельности выпускников техникумов и колледжей экономического профиля и студентов-практикантов свидетельствуют, что они обладают современными профессиональными знаниями и технологиями учетно-аналитического процесса, однако недостаточно подготовлены к реальной практической деятельности. В частности, молодые специалисты не подготовлены к планированию и организации учета, анализа и аудита, не совсем правильно умеют оценивать хозяйственные ситуации и на этой основе самостоятельно принимать эффективные решения, не всегда проявляют творческий подход к решению традиционных профессиональных задач.
Все это усложняет процесс их адаптации на предприятии, обостряет проблемы профессионального и социального становления
Сложившаяся в государственном университете питания и торговли концепция практической подготовки студентов соответствует современным требованиям работодателей относительно знаний и умений выпускников высших учебных заведений и предусматривает закрепление теоретических знаний, полученных студентами в процессе обучения в высшем учебном заведении; формирование на их базе профессиональных умений и навыков по проведению научных исследований и принятия самостоятельных решений в конкретных ситуациях на реальном предприятии; овладение современными методами, формами организации, орудиями труда в области будущей специализации; воспитание потребности систематически обновлять знания и развития творческих способностей по применению знаний на практике.
Практическая подготовка студентов экономических специальностей носит системный постепенный характер, что проявляется в существовании ознакомительной, учебной, производственной, внутривузовских и преддипломной практик. Каждая из этих практик методично обеспечена программой практики и требованиями, предъявляемыми к оценке качества ее прохождения студентами. Это позволяет отметить достаточно высокий уровень методического обеспечения практической подготовки специалистов экономических специальностей.
Вместе с тем, реализация профессионально-практической подготовки специалистов в области экономики требует создания эффективной сети баз практик, где могли бы проходить непрерывную учебную и производственную практику студенты экономических специальностей, начиная с третьего семестра.
Во время прохождения студентами практики качественное овладение современными приемами и приобретения профессиональных навыков обеспечивается высококвалифицированными специалистами-практиками и профессорско-преподавательским составом. Специалисты, имеющие большой опыт работы, знакомят будущих коллег с бухгалтерской документацией, анализом и прогнозированием ее данных и тому подобное. При этом они стараются уличить творческие способности студента и активно используют новейшие технологии обучения.
Следовательно, улучшение качества практической подготовки студентов экономических специальностей в высших учебных заведениях 3-4 уровней аккредитации возможно, если:
— в организационно-методическом обеспечении практической подготовки будущих специалистов-экономистов будут учтены современные социально-педагогические факторы эффективного овладения практическими умениями и навыками, направленные на их подготовку к квалифицированному труду по специальности;
— разработать и внедрить научно обоснованную методику этой подготовки с учетом профессиональной направленности студентов;
— в технологиях педагогической деятельности преподавателей высших учебных заведений экономического направления доминировать ориентирования на самоорганизацию и самореализацию каждого студента;
— практическое обучение студентов будет осуществляться на базе учебно-практических центров, созданных при ведущих учебных заведениях экономического профиля с учетом специфики функционирования предприятий и отраслей народного хозяйства.