Методика использования кейс-стади
Методика использования кейс-стади в преподавании дисциплин по направлению подготовки «международная экономика»
Преобразование современного образовательного пространства, которое из парадигмы «подражание» перешло в парадигму «информация», порождает огромный поток информации, которую должен овладеть студент во время обучения. Решить эту проблему можно с помощью использования, наряду с традиционными, нетрадиционных методов обучения, а именно методики кейс-стадий. Это позволяет не только улучшить понимание теории международной экономики, а также активизировать познавательный интерес, способствует развитию исследовательских, коммуникативных и творческих навыков креативного, инновационного мышления.
Практическая деятельность современного специалиста по международной экономике требует не только умения адаптироваться к новому, но и умение опережать события, занимать проактивную позицию. Кейсы (ситуационные упражнения) в преподавании дисциплины имеют четко определенный характер и цели. Как правило, они связаны с проблемой или ситуацией, которая существовала существует.
Каждая из проблем (ситуаций), которые рассматриваются в кейсе, должен соответствовать четырем условиям
Во-первых, кейсы должны быть реалистичными, однако, в то же время, не обремененными деталями.
Во-вторых, ситуационные упражнения предлагают рассмотрение феноменов, с которыми, как правило, сталкиваются служащие, а именно: причины и последствия управленческих действий, мотивация и мораль работников; структура и политика, которые определяют деятельность органа или организации; последствия специфических управленческих стилей; взаимодействие программ анализа и программ политики; последствия мер относительно деятельности и финансового контроля на поведение человека и группы людей; другие предсказуемые и непредсказуемые факторы организационной жизни.
В-третьих, кейсы обостряют интерес студентов к вопросам изучаемых подчеркивают их значимость и необходимость решения.
В-четвертых, кейсы совершенствуют практические навыки; направляют на поиск соответствующих путей, возможных реакций на управленческие ситуации, использование специфических инструментов и понятий.
Кейс по дисциплинам по направлению «Международная экономика» должен соответствовать следующим требованиям:
— отвечать четко поставленной цели;
— иметь соответствующий уровень сложности;
— иллюстрировать несколько аспектов жизни;
— не стареть слишком быстро;
— иметь национальную окраску;
— быть актуальным на сегодняшний день;
— иллюстрировать типичные ситуации;
— развивать аналитическое мышление;
— провоцировать дискуссию;
— иметь несколько решений.
Цель кейсов — детальный анализ, а не оценки. Целью их является не презентация специфических «правильных путей», а помощь в приобретении навыков анализа — именно это способствует повышению эффективности государственного управления.
Наиболее прямой путь к совершенствованию навыков наблюдения, анализа и синтеза лежит через развитие у студентов таких видов интерактивной деятельности, как:
— взаимодействия — сосредоточении внимания на важных данных или отсутствие таковых в управленческой деятельности;
— модели или теории, связывающие бесконечные наблюдения и позволяют сделать вывод о форме: поскольку я наблюдал за «Х», мне необходимо быть осторожным относительно «2» и «Х», поскольку они измеряются с« Х »;
— альтернативные действия, которые постоянно уточняются или проверяются.
Кроме того, кейс-методы — побуждают к творчеству. Типология кейсов как педагогического инструмента, который используется для достижения определенных учебных целей, представлена в монографии П. Шеремета и Г. Канищенко и имеет следующий вид:
— кейс, требует принятия управленческого решения;
— кейс, требует разработки стратегии;
— описательный кейс
— кейс, требует определения проблемы;
— кейс, требует применения теоретических понятий.
Кейсы — это существенный и гибкий ресурс, универсальное средство для изучения дисциплин. Такой метод учит студентов разрабатывать программы действий, что, в свою очередь, мотивирует их к правильному поведению в случае, когда наступит время действовать в реальной ситуации.