В основе профессиональной деятельности практического психолога лежат коммуникативные умения, владение которыми является важным признаком профессиональной пригодности специалиста.
Под социально-психологической компетентностью понимают не только знания психологии но и полноту и адекватность социальной перцепции, владение способами установления и поддержания контактов, умение использовать обратную связь с целью коррекции взаимодействия, общения и отношений специалиста с другими людьми.
Социально-психологическая компетентность является основной частью профессиональной компетентности психолога. Данная компетентность необходима для любой деятельности, связанной с работой с людьми и по классификации Е. А. Климова относится к сфере «человек-человек». Социально-психологическая компетентность в большой степени определяет успешность работы психолога.
Компетентность психологов требует специального развития и обучения
Однако анализ подготовки практических психологов показывает, что именно социально-психологическая компетентность требует специального развития и обучения.
Решение данной проблемы может быть в некоторой степени реализовано за счет профотбора при поступлении в вуз, уровня развития основанного на диагностике социального интеллекта. Но кроме развитого интеллекта и знаний необходимых для работы, психологу необходимые умения выслушивать людей, принимать согласованные решения, объяснять, понимать, сопереживать, вызвать доверие и быть убедительным.
По нашему убеждению такие умения могут быть получены и в результате специального обучения. Обучение организованного таким образом, которое производило бы необходимые умения и навыки социально-психологической компетентности.
Важным компонентом в подготовке будущих психологов является мотивационный, желание заниматься данной деятельностью в будущем, ведь проблема мотивов учения является проблемой причин, обусловливающих различные проявления активности личности в процессе обучения.
Немаловажным является направленность личности, ценностные ориентации. Релевантной, на наш взгляд, является направленность социометрическая или децентрированных, поскольку практический психолог, ориентированный на себя, эгоцентричный, не в состоянии хорошо справляться с работой, которая требует общения и понимания.
Практический психолог, склонен к погружению в собственные мысли и переживания, как правило, неадекватно понимает других людей, не может доходчиво объяснять клиентам смысл и последовательность предлагаемых им действий или услуг.
Не менее важным в социально-психологической компетентности психолога является коммуникативный компонент. Цель общения студентов в процессе обучения в вузе заключается в передаче и обмене информацией, понимании и гармонизации себя, самоорганизации в профессиональной деятельности (самоутверждении), понимании других. Очень важно, чтобы общение было не просто профессиональным, но и стало эффективным.
Эффективное общение психолога
Эффективное общение ценно тем, что дает определенный результат, то есть действенное. Обеспечение эффективного общения связывается с решением трех основных проблем:
1. перцептивного восприятия и понимания другого человека.
2. Коммуникативная — обмен информацией.
3. Интерактивная — взаимодействие.
В целом результатом успешного общения будущего психолога является комплексно целостная личное образование, которое включает знания и умения, сформированные на основе личностных качеств, профессиональной направленности и как единое целое, определяет успех в профессиональном общении. Но знание правил общения не всегда может помочь в решении проблем, касающихся сложностей понимания и общения людей друг с другом.
Здесь важна общая ориентация специалиста, его базовые установки, система ценностей и направленность. Вряд ли можно ожидать качественной работы с людьми от психолога с индивидуалистическими установками и прагматичной системой ценностей. Эти установки затрудняют кооперативную поведение психолога, вызывают трудности в тех случаях, когда требуются совместные координированные усилия нескольких специалистов.
Большую роль в работе практического психолога играет культура взаимоотношений. С точки зрения гуманистически ориентированной психологии при подготовке психолога целесообразно проводить профессиональный отбор люди способных понимать других, представить себя на их месте.
Способны к децентрации люди легче координируют свои мысли и планы с мыслями, взглядами, планами, намерениями других людей, они быстрее понимают проблемы своих клиентов. Развитие данной способности возможен благодаря тренинговым занятием.
Индивидуально-психологические качества психолога
Итак определим некоторые индивидуально-психологические качества, умение и навыки, которые по нашему мнению являются необходимыми для повышения социально-психологической компетентности будущих практических психологов:
— контактность — овладение способами профессионального общения, означает умение будущего психолога вступать в контакт с собеседниками;
— толерантность;
— общительность — стремление к общению (по этому признаку студентов можно разделить на очень, умеренно товарищеских и необщительных).
Общительность как качество личности проявляется в поиске контактов с другими людьми, расширение круга знакомств. Необщительность может быть результатом робости, пониженной самооценки, отсутствии навыков общения, следствием нанесенных эмоциональных травм, желанием избежать контактов).
Аффилиации — потребность в общении с коллегами, подчиненными; альтруизм — потребность в предоставлении бескорыстной помощи другим людям, или группе людей; беспристрастность, объективность в общении, достаточный словарный запас и тому подобное.
Социально-психологическая компетентность требует от специалиста определенных профессиональных, организаторских умений, качеств по отношению к себе и к другим людям, морально-этических качеств, ценностных ориентаций и т. д.
Фундаментом подготовки будущих практических психологов есть навыки профессионального общения. На их основе формируется характер специалиста, интеллектуальные, профессиональные и другие способности.
Хорошо отработанные навыки и полезные умения дают возможность студенту — практическому психологу — в условиях высшего учебного заведения быстрее ориентироваться в новой жизненной ситуации, овладеть новым материалом и видом профессиональной деятельности.