Интегрированное обучение при подготовке будущих учителей технологий
Современная рыночная экономика ставит перед высшим образованием повышенные требования к подготовке специалистов, к их профессионализму, самостоятельности, ответственности, трудолюбия, в том числе и в будущих учителей технологий.
Поэтому перед высшей школой поставлена важная задача-воспитание свободной, образованной, развитой и социально активной личности, обладающей высокой профессиональной мобильности и готовности к эффективной профессиональной деятельности.
Согласно вышеуказанного особое значение приобретают интеграционные процессы профессиональной подготовки будущих учителей технологий, поскольку именно они могут быть направлены на реализацию новых образовательных потребностей — формирование целостной системы знаний и умений личности, развитие их творческих способностей и потенциальных возможностей. Итак исследования интегрированного подхода к обучению не теряет своей актуальности.
Готовить школьников к уроку технологии нужно ещё детском саду, на занятия детского труда, занятия могут быть разнообразными, например изготовление детских поделок к осени.
Словосочетание «интеграция обучения» понимается как «отбор и объединение учебного материала по различным предметам с целью целостного, системного и разностороннего изучения важных сквозных тем; это создание интегрированного содержания обучения — предметов, которые объединяли бы в единое целое знания из разных областей ».
Интеграцию можно определить как процесс взаимопроникновения, обобщения, унификации знания, который проявляется через единство с процессом дифференциации. Интеграция содержания образования представляет собой процесс образования единства между однородными его элементами посредством выявления в них однотипных сущностей и закономерностей.
Во время подготовки будущих учителей технологий, специализации конструирования и моделирования одежды, при условии применения интегрированного обучения можно выделить два блока дисциплин.
К первому блоку относятся дисциплины профессионального мастерства по конструированию и моделированию одежды, такие как: конструирование швейных изделий, технология швейного производства, материаловедение швейного производств, техническое моделирование и художественное оформление одежды, основы швейного производства, практикум по конструированию и моделированию одежды, основы проектирования одежды.
Второй блок дисциплин профессионального направления, как будущего учителя технологии, составляют следующие: психология, педагогика, методика профильного обучения и научно-технического творчества учащихся, теория и методика технологического образования, методика обучения изготовления швейных изделий, методика преподавания профессиональных дисциплин в высшем учебном заведении и др .
Бесспорно выше рассмотрены дисциплины межпредметных связаны, поэтому необходимо особое внимание уделять разработке учебных планов и учебных программ соответствующих дисциплин.
Лекция целесообразна, когда, например, существуют различные подходы к решению проблемных вопросов и каждый из преподавателей отстаивает свои позиции, или для осуществления межпредметных связей, когда одна проблема становится интегрированной для преподавателей разных кафедр.
Если два или более лекторов рассматривают одну общую для них тему, отвечая при этом на вопросы студентов или ведя с ними беседу, можно провести «круглый стол». Эта методика, получившая распространение в лекционной практике, максимально демократизирует общения лекторов и студентов, так как предусматривает их равенство как собеседников, которые коллективно обсуждают определенную проблему.
Однако и за «круглым столом» есть лидеры — специалисты по конкретным вопросам. Должен быть и лидер- организатор, следить за регламентом, дисциплинировать участников беседы, и тому подобное.
В диалога преподавателей и аудитории ставится проблема и анализируется проблемная ситуация, выдвигаются и отрицаются гипотезы, решаются противоречия и находятся решения.
Бинарная лекция является эффективной формой обучения, близкой к интеллектуальной игры. Высокая активность преподавателей вызывает соответствующую умственную и поведенческую реакцию студентов.
Последние получают представление о способах ведения диалога, а также принимают непосредственное участие в нем. Все это обеспечивает достижение цели обучения и воспитания, формирует у студентов познавательные мотивы, активизирует их мыслительную деятельность.
Подготовка бинарной лекции предполагает:
— Выбор темы. Наиболее эффективны темы дискуссионного типа, где возможны разные точки зрения, существует историческая борьба мнений, а сложные темы.
— Выбор партнера лектора. Он предусматривает интеллектуальную и психологическую совместимость, примерно одинаковый уровень компетентности, а также умение думать вслух.
— Бинарная лекция дает возможность опытному преподавателю передать опыт начинающему преподавателю.
— Разработка сценария. Определяются проблемы, тематические блоки, распределяется время
— Каждый должен говорить не более 1,5 — 2 мин.
Заранее следует продумать взаимное расположение преподавателей по отношению друг к другу и к аудитории, обязательно провести репетицию.
В основу лекции может быть положен принцип взаимодополнения информации партнера (рассуждения вслух) или принцип контраста, где проявляется плюрализм мнений, ведется дискуссия. Преподаватели или остаются на своих позициях, или приходят к единой точке зрения. Форма лекции дает возможность студентам получить правильное представление о том, как вести дискуссию, выделять правдивую информацию.
Бинарная лекция удобства игрой, что создает эмоциональную, позитивную атмосферу и повышает заинтересованность студентов. Она предусматривает высокую степень импровизации в поведении лекторов, выступления которых должны быть естественными и непринужденными. Один из методических приемов достижения цели — введение в лекцию новую для партнера информацию, на которую тот должен отреагировать. Это создает ситуацию импровизации, а у студентов вызывает доверие и принятие подобных форм обучения.
Итак практика применения бинарной лекции имеет следующие преимущества: дает более высокий уровень активности студентов в восприятии, мышлении и действиях; делает проблемным не только содержание, но и форму изложения, активизирует мышление студентов; дает возможность передать больший объем информации за счет переконструирования материала и поддержания высокого уровня внимания и интереса студентов; дает больший педагогический эффект в том случае, когда тема важна для данного предмета; производит альтернативность мышления, уважение к другой точке зрения; повышает культуру ведения дискуссии за счет демонстрации сходных черт преподавателя и участия в ней самих студентов.