Инновационная основа развития вузов как важный фактор подготовки конкурентоспособным специалистом
Современный рынок образовательных услуг является высококонкурентным, с наличием большого количества вузов, с разным специальностям, видам обучения, уровнем их стоимости. На фоне негативной динамики количества выпускников средних школ в государстве единственным путем развития вуза оказывается инновационный подход, основанный на интеграции образования, науки и практики, позволяет формировать конкурентоспособного специалиста. Последнее словосочетание все чаще встречается как требование к выпускникам вузов на рынке труда. Поэтому сегодня абитуриент выбирает тот учебное заведение, имеющее возможность предложить такую модель обучения, которая позволит ему успешное трудоустройство. Такие требования способствуют переходу высшего образования на инновационный тип с активным внедрением новейших информационных технологий и достижением высокого ее качества.
Внедрение инновационного типа образования в ХДУХТ показало, что его реализация способствует поощрению студентов к изучению дисциплин, стимулирует регулярность работы, развивает их самостоятельность, создает уверенность в объективности оценки их усилий освоения учебным материалом и, как следствие, — повышает качество образовательной деятельности, способствует подготовке конкурентоспособных специалистов различных направлений.
Основными компонентами развития образования инновационного типа в университете являются:
— внедрение кредитно-модульной системы обучения;
— разработка учебно-методического и организационного обеспечения дисциплин;
— применение новейших обучающих технологий;
— целенаправленное расширение информатизации обучения (создание внутреннего информационно-образовательной среды, научно-учебной компьютерной сети, мультимедийных аудиторий)
— использование электронных учебно-контролирующих средств при изучении дисциплин;
— создание электронной библиотеки учебного заведения;
— расположение в глобальной сети Intemet накопленной в вузах методической информации в наиболее подходящем виде — гипертексте;
— организация системы дистанционного обучения на базе университета.
Внедрение всех составляющих в совокупности создает инновационную модель обучения в университете
Которая направлена на выпуск специалистов, обладающих последними достижениями научно-технического прогресса и практическими навыками по их использованию, а также способных развивать и распространять полученные знания. Реализация такой модели приближает университетскую структуру обучения к евростандартам, способствует процессу интеграции вузов в европейское образовательное и научное пространство, предоставляет возможность участия высококвалифицированных специалистов в конкуренции на мировом рынке труда.
Но жестокие условия настоящего ставят перед вузов острую проблему не только осуществления качественного обучения, но и необходимость тщательного исследования, оценки. А также прогнозирования действующих рынков труда, изучения потребностей бизнес-структур, особенностей профессиональных карьер. Конкурентоспособность специалистов подтверждается возможностями их трудоустройства. Поэтому, сегодня, важным направлением инновационного развития является создание при вузах центров, которые будут представлять интересы выпускников университета во время непосредственного привлечения к взаимовыгодному сотрудничеству представителей государственных структур, бизнеса, специалистов из предприятий соответствующих отраслей, центров занятости, частных лиц и т.д., что будет способствовать их успешному трудоустройству.
Таким образом, инновационная основа развития каждого вуза может стать реальным полем для многогранного сотрудничества государства, образования и бизнеса и способствовать подготовке конкурентоспособных на рынке труда специалистов.