Формирование нравственных механизмов поведения студентов в внеаудиторной работы

Формирование нравственных механизмов поведения студентов в внеаудиторной работы

Формирование нравственных механизмов поведения студентов в внеаудиторной работы

В реальной жизни нашего общества настал тот период, когда необходимо осознать, если не решить проблему развития и становления нравственной личности молодежи, то вопрос о преобразовании в реальной жизни остается утопией. Исходя из этого утверждения, возникает проблема, которую решает высшая школа — проблема воспитания. Эта проблема предполагает в своей исходной основе ответ по меньшей мере на три вопроса: какую цель мы преследуем в процессе воспитания? на каких принципах строим этот процесс? методы необходимо использовать для эффективного достижения поставленных целей?

Без определения методологии воспитания, в течение которого формируются нравственные механизмы поведения студентов, невозможно определить основные компоненты воспитательного процесса: содержание, структуру, направления, базисные основы, стратегические цели, методы. Все составляющие процесса воспитания направлены на достижение главной цели — обеспечить безболезненное вхождение молодого человека в социум, создать условия для максимально полного раскрытия индивидом своих склонностей и способностей, для самореализации личности.

Современные социальные условия диктуют новые социальные задачи: нужна коренная переориентация воспитательной работы, суть которой заключается в том, что студент — это не просто объект организованного и запланированного воздействия со стороны преподавателя. Но не будем и отрицать тот факт, что на первом этапе формирования механизмов духовного обогащения необходима влиятельность ценностных ориентиров самого педагога-воспитателя, который сам лично находится в постоянном духовном поиске и способный через свою личность «управлять» воспитательными механизмами, направленными на студенчество.

Читайте также  Учебно-воспитательный процесс вуза

Важным направлением такой работы является интенсификация учебного процесса, проблемное чтение лекций

Применение современных технологий их преподавания, увеличение потока качественно новой информации, организация самостоятельной работы студентов, формирование их творческого мышления. При этом, необходимы следующие новые, нетрадиционные способы воспитательной работы, которые будут направлены не столько на формирование определенных качеств студенчества, сколько на создание условий для раскрытия того неповторимого, что есть в лице, что определяет его личность. самоопределения, выявление ее творческого потенциала. Таким образом, в современных условиях процесс воспитания выступает как процесс самовоспитания, охватывая все формы учебного процесса.

Учебная практика показывает, что среди учебно-воспитательных методик существует немало таких, которые направлены на развитие нравственных и художественно-эстетических качеств молодого человека, которые получили название «общекультурные ценности». Они выступают важной характеристикой духовного мира студентов и определяют их общекультурный уровень, который влияет на все проявления и сферы жизнедеятельности человека. Поэтому главной задачей различных подструктур вузов является скорректировать усилия и направить их на совершенствование механизма формирования общекультурного уровня студентов в соответствии с современными требованиями.

Самым эффективным методом формирования общекультурного уровня студентов, конечно, является планирование их свободного времени, в организации учебного процесса получило название «внеаудиторная работа».

Свободное время — досуг — все более становится главной сферой жизнедеятельности студентов

В сфере досуга молодежь по-настоящему становится свободна. Ценность и значимость свободного времени заключается в том, что он становится богатством личности, его можно использовать по собственному усмотрению, для своего развития.

Читайте также  Реализация кредитно-модульной системы обучения

В контексте определения форм внеаудиторной работы, а это означает — планирование свободного времени, возникает вопрос: каким видам деятельности студенты предпочитают в свободное время? Во время письменного опроса, проведенного в академических группах, выяснилось, что большинство студентов встречаются с друзьями (80%), помогают родителям (60%), отдыхают на природе (50%), занимаются спортом (30%), посещают кинотеатры ( 40%), дискотеки (45%). В то же время 5% студентов в свободное время ничего не делают, а всего лишь 10% посещают театры. Из предоставленной статистики оказывается, что преобладают коммуникативная и рекреативная функции использования свободного времени, в то время как познавательная, креативная функции реализуются недостаточно.

Решая эту проблему, надо обратить внимание на такие формы внеаудиторной работы, которые противостоят привлечению студентов к массовой культуры. Необходимо ориентироваться на лучшие образцы классического искусства. Для решения эстетических и нравственных задач целесообразно включать в учебный процесс посещение спектаклей академических и экспериментальных театров, филармонических и концертов органной музыки, разнообразных музеев, выставочных залов и тому подобное. Только с помощью таких классических художественных мероприятий возможно решить проблему формирования гармоничной личности.

голоса
Рейтинг статьи

Читайте также:

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Для любых предложений по сайту: [email protected]