Формирование активности студентов в процессе изучения специальных дисциплин
Необходимость формирования всесторонне развитой, активной в творческом плане личности обусловлена объективными потребностями развития и совершенствования экономически технологического общества. Современный специалист с высшим образованием должен быть активным проводником и стержнем прогресса во всех сферах деятельности.
Существующие методы и формы активизации процесса обучения и формирования активной личности являются внешними факторами. Для достижения же полноты вышеуказанной цели необходимо создать в процессе обучения постоянные условия для формирования внутренних стимулов активности и навыков. Одним из таких стимулов может стать оценка активной познавательной деятельности вообще и активности процесса обучения. Эта оценка должна фигурировать как характеристика (рейтинг) в дипломе или аттестате рядом с оценкой успешности по всем предметам и оценке способностей (музыка, пение, физическое воспитание).
В процессе обучения формирования активности следует рассматривать как один из центральных направлений в повышении качества подготовки специалистов и магистров. При этом формирование активности в процессе обучения следует рассматривать по отдельным ступеням.
Таких степеней, по нашему мнению, целесообразно выделить четыре
Первая ступень — формирование усердия, который требует стопроцентного посещения занятий и своевременного выполнения всех задач на самостоятельную работу.
Вторая ступень — формирование научного интереса к содержанию соответствующего предмета (базовой науки). Он требует привлечения студентов к научной работе: самостоятельной работы над научной литературой, формирование знаний, практических и теоретических идей.
Третья ступень — формирование собственно творческой активности. Он требует развития мышления и активной деятельности студентов при решении конкретных задач. При этом предполагается выдвижения собственных новых технических и организационных разработок, изготовление действующих моделей, макетов, теоретических исследований.
Четвертый, завершающий степень, заключается в формировании активного специалиста, осознает свою миссию и роль в обществе. Эта степень требует внедрения разработок, участия в конкурсах, выставках, защиты разработок на изобретения авторскими свидетельствами, публикаций теоретических исследований.
Известны различные методы активизации обучения, которые мы используем. С целью активизации процесса самостоятельного обучения нами разработаны методические рекомендации, которые содержат ситуационные и творческие задания, тесты контроля знаний, моделирования технологических процессов на ПЭВМ.
Одним из эффективных методов формирования активности студентов в процессе изучения специальных дисциплин может быть также предложен нами аспект проблемного обучения
В основу разработки аспекта проблемного обучения положена идея использования целевых графов Каору Исикава. Целевые графы представляются в виде стрелы или скелета рыбы, в контур головы которой вписывается цель, а на ребрах наносятся факторы, влияющие положительно или отрицательно на достижение указанной цели. Целевой граф является моделью решения проблемы любой сложности и величины. Целевые графы эффективно используются с целью повышения качества товаров, в микро- и макроэкономике, успешно могут использоваться в военном деле во время обучения и военных операциях.
В учебном процессе целевые графы могут быть созданы по отдельной лекции, практические занятия, теме, в целом по отдельной дисциплине и применяться в подготовке специалистов различных специальностей и уровня. Построение целевых графов активизирует учебный процесс, помогает глубже понять содержание материала и может использоваться на всех этапах учебного процесса.
Целевые графы могут состоять во время преподавания теоретического материала, быть предварительно составленным и использоваться как раздаточный материал, состоять самостоятельно студентами при повторении или при контроле знаний, при выполнении курсовых и дипломных магистерских работ, в научной работе.
Необходимость разработки нового аспекта проблемного обучения вытекает из того, что существующий проблемный метод является относительно сложным и не нашел широкого применения в учебном процессе. Изложение материала по методике с применением целевых графов является более простым и доступным аспектом проблемного обучения, оптимизирует содержание материала дисциплин, способствует формированию более тесной связи тем и дисциплин.
Нами разработаны критерии оценки активности при изучении специальных дисциплин
Критерии оценки активности студентов разработаны и исследованы их эффективность на основе дисциплин «Маркетинг» и «Материаловедение и технология производства товаров». Отлично: студент проявляет активность на всех видах занятий; при практическом применении знаний не допускает ошибок; задачи выполняет полностью, уверенно. Хорошо: студент проявляет активность не на всех видах занятий; качество знаний и форма их изложения свидетельствует о достаточном уровне усвоения, что гарантирует способность к их практического использования. Удовлетворительно: студент проявляет активность на некоторых занятиях, самостоятельное воспроизведение знаний затруднено, требует дополнительных и уточняющих вопросов со стороны преподавателя. Неудовлетворительно: студент не проявляет активности на занятиях; умения и навыки отсутствуют.
Оценка активности по четырех бальной шкале показала, что средняя активность студентов составляет 3-3,5 балла, а это означает, что существуют значительные резервы в повышении активности, качества и эффективности обучения.