Внедрять или не вводить дистанционное обучение в стране — вопрос, в настоящее время является не только решенным на государственном уровне, но и понятным для большинства высших учебных заведений и общества в целом. В подтверждение этого говорит факт о том, что дистанционное образование была определена как особая форма образования в Законе «О высшем образовании», разработана и утверждена «Концепция развития дистанционного обучения», а Кабинетом Министров была предоставлена программа развития этой новой формы обучения . Однако и в настоящее время ведутся разговоры о целесообразности использования этой системы образования и качества ее применения при подготовке будущих специалистов. Окончательно помочь решить вопросы использования дистанционного обучения имеет экспериментальное обучение на отдельных специальностях.
Следует отметить, что введение дистанционного обучения в чистом виде по определенным дисциплинам достаточно сложным для реализации процессом
Если применение дистанционного обучения при подготовке специалистов экономического направления в полной мере можно обеспечить, то его введение для подготовки специалистов инженерных специальностей, таких как инженер-технолог или инженер механик, достаточно проблематично. Такие сложности обусловлены рядом факторов, связанных со спецификой проведения занятий, в том числе лабораторных занятий, на которых студенты имеют
отрабатывать именно практические навыки. Но следует отметить, что восприятие современным студентом обучения как такового, кое-что изменилось в направлении упрощения получения и обмена информационными ресурсами. Большинство студентов стремятся находить необходимую информацию в сети Интернет с помощью ПК, а не в библиотеке за книгой. Поэтому и современный образовательное пространство должно перестраиваться и меняться вместе с развитием современных технологий.
Итак, основной задачей преподавателей для обеспечения эффективности получения студентом знаний является перестройка курсов в соответствии с возможности использования сети Интернет. В среде которого собственно и происходит учебный процесс. Вместе с рядом определенных неудобств, связанных с перестройкой существующих материалов и переводом их в электронный вид, современный преподаватель, движется в направлении создания дистанционного курса, получает ряд преимуществ при проведении занятий.
Одной из таких преимуществ является возможность обеспечения в более широком объеме информации студента
Поскольку в электронном виде изложена лекция на сайте может содержать больше информации, чем та, что прочитана в аудитории. Конечно, ничто не может заменить живого общения «преподаватель-студент», но на фоне ежегодного уменьшения количества аудиторных времен и увеличение количества внеаудиторной работы студентов, такой элемент дистанционного обучения дает возможность повысить качество усвоения материала за счет его постоянной неограниченной доступности для студента.
Несмотря на тот факт, что такой вид занятий как лабораторные, по нашему мнению, должны проходить исключительно в аудитории. Дистанционное обучение и в этом случае имеет определенные положительные стороны при выполнении студентом лабораторной работы непосредственно. Реализация этих преимуществ становится возможной за счет того, что студент задолго до занятия, например, в начале семестра, имеет возможность во-первых, пересмотреть содержание всех лабораторных работ. Которые он должен выполнить для усвоения материалов куса и овладения определенным навыками, во-вторых, к проведению ним лабораторной работы имеет возможность четко выяснить ряд элементов самой работы: ход проведения работы, основные теоретические положения и тому подобное. Такой путь предварительного усвоения материала, в удобное для него время, имеет высвободить творческие возможности при проведении самой лабораторной работы и сосредоточиться на получении положительного результата.
Таким образом можно предположить, что применение ряда элементов дистанционного обучения сегодня должно обеспечить ряд преимуществ:
— доступность широкому спектру слоев населения;
— отсутствие необходимости посещать лекции и семинары (для заочной формы обучения);
— оперативность получения информации;
— комплексное программное обеспечение;
— использование ведущих образовательных технологий;
— возможность индивидуализации процесса обучения;
— гибкие консультации.
Приведены преимущества использования элементов дистанционного обучения и полного дистанционного обучения при подготовке будущих специалистов сделает их конкурентоспособными на рынке труда.