Дидактические условия формирования креативной личности специалистов по специальности «товароведение и экспертиза в таможенном деле»
Внедрение идей непрерывного образования тесно связано с системой ступенчатой подготовки специалистов. Определение целевой направленности на всех ступенях образования положительно влияет на формирование профессиональных качеств личности. Именно ступенчатое образование, направленная на подготовку специалистов для разносторонней профессиональной деятельности в условиях рыночной экономики, является актуальной.
Основная задача ступенчатого профессиональной подготовки заключается в формировании профессиональных знаний и умений, а также возможности быстро адаптироваться выпускникам в обществе, науке и производстве. Эта задача может решить путем гармоничного развития личности студента через эффективное формирование познавательной деятельности в учебном процессе, в свою очередь требует переосмысления дидактической теории и практики, наполнение их личностным содержанием и ценностями будущей профессиональной деятельности.
Эффективное формирование познавательной деятельности студентов возможно при следующих условиях:
— формирование у студентов познавательного интереса к фундаментальным дисциплинам по направлению «Товароведение и торговое предпринимательство» по образовательно-квалификационному уровню бакалавра: высшее и прикладная математика, физика, химия, информационные системы и технологии, материаловедение и основы технологий производства товаров. Процесс должен происходить, начиная с первого курса обучения, за счет пояснения на конкретном примере, взаимосвязи этих дисциплин с профессиональной подготовкой. То есть необходимо осмысление степени интеграции;
— профессиональная ориентация дисциплин в ходе организации учебного процесса, которую обеспечивает цикл профессиональной и практической подготовки студентов, в который входят: товароведение продовольственных и непродовольственных товаров, экспертиза товаров, наркотических, ядовитых и взрывоопасных веществ, драгоценных металлов, драгоценных камней и культурных ценностей, таможенное дело, товарная номенклатура ВЭД, таможенное регулирование и др .;
— демократические отношения между участниками учебного- процесса;
— применение современных технологий обучения (личностно —
— развивающих, технологии проблемного обучения и т.д.).
Именно после введения дидактических условий процесс формирование познавательной деятельности студентов может быть наиболее эффективным
Поскольку совокупность дидактических условий, обеспечивает результативность учебного процесса в становлении креативной личности будущих специалистов. А переход от предметного к личностно-ориентированного обучения стимулирует саморазвитие креативных качеств, способностей и становление творческого стиля деятельности будущих специалистов.
На кафедре товароведения в таможенном деле уделяют внимание средствам создания дидактических условий, способствующих развитию креативной личности в процессе обучения студентов по специальности «Товароведение и экспертиза в таможенном деле». К таким, в первую очередь, относится система опытно-познавательного обучения. В связи с этим предложено дидактическую модель развивающих взаимоотношений преподаватель-студент за счет инновационного потенциала процесса обучения (за счет объема и содержания категориального понятия исследования).
Наилучшие результаты отладки развивающих взаимоотношений со студентами достигаются при комплексном и систематическом использовании программы самореализации личности. В частности дальнейшего изучения требуют вопросы междисциплинарного интегрирования, несомненно, расширило бы поле экспериментирования, на практике пояснил студентам порядок взаимосвязей между дисциплинами и дало ответ на вопрос: почему именно эти дисциплины включены в учебные планы специальности. При такой системе подготовки будущий специалист на каждой ступени своего обучения должен получать углубленную профессиональную подготовку с постепенным расширением уровня общего кругозора.