Анализ внутренней среды вузов
Анализ внутренней среды вузов
Реформирование образовательной системы, что происходит на фоне общественно-политических изменений, приводит настоятельную потребность в развитии государственно-общественного управления образованием, ведущая роль в котором отводится механизма диагностики внутренней среды вуза.
Диагностика внутренней среды вуза, направленное на получение и анализ объективных фактологических данных, должно быть положено в основу принятия управленческих решений по приведению в соответствие результатов образовательной деятельности социальным запросам и личностным потребностям потребителей образовательных услуг. Действенным инструментом диагностики внутренней среды вуза может стать предоставление оперативной информации о состоянии этого процесса, его изменений, эффективность принятия управленческих решений по оптимизации.
Анализ деятельности вуза, и собственный опыт работы позволяет ответить на вопрос: актуальные внутренние проблемы вузов нужно решать, чтобы повысить качество его внутренней среды.
Основой образовательной системы являются: цели и результаты образования, его содержание (представлен в учебных планах и программах), организация образовательного процесса, используемые педагогические технологии, системы оценки и контроля результатов.
Проанализировав научные источники определим основные элементы внутренней среды образовательной системы, а именно:
— модернизация учебно-воспитательного процесса и учебно-производственной практики;
— изменение роли науки в учебном заведении;
— модернизация управления вузом;
— модернизация маркетинговой деятельности.
В дальнейшем необходимо проанализировать наличие инновационных составляющих в компонентах образовательной системы (внутренней среды), а именно:
— модернизация содержания образовательной деятельности;
— инновационные методы и технологии;
— учебно-методическое обеспечение;
— организационная структура;
— кадровое обеспечение;
— численность студентов и абитуриентов;
— обновление материально-технической базы;
— создание информационно-образовательной среды;
— оценка и контроль результатов по выбранным программам развития вуза.
В результате анализа образовательной системы (внутренней среды) вузов должны быть не только выявленные недостатки, но и сделаны обобщающие выводы о том, нужны радикальные изменения в ней, и если да, то в каких направлениях. Например, может быть признано, что устарела образовательная технология в целом и необходимо освоение инновационных подходов к построению образовательного процесса. Но может быть сделан и менее радикальный обобщающий вывод, что нужно изменить технологию или организацию только на отдельных участках образовательного процесса, например иначе организовать студенческую практику на старших курсах.
Обобщающие выводы делаются по каждому элементу образовательной системы, и их содержание должно определять принципиальные установки для дальнейшего проектирования изменений в ней. Эти выводы должны быть не разрозненными, а составлять логически связанный комплекс. Прежде всего необходимо определиться с тем, насколько фактические результаты образования на выходе соответствуют желаемым и какие самые их недостатки. Затем обнаруживают то, что приводит эти недостатки: что делается не так, как нужно и почему это происходит.
Сегодня наукой управления наработано средства для решения многих задач, стоящих перед руководителем вуза при управлении инновационным развитием, однако опыт показывает, что руководству вузов недостаточно только знаний об этих средствах и умений их применять.
Обобщенные результаты анализа нужны, прежде всего, для принятия решений концептуального характера при диагностике внутренней среды.