Site icon Дети России

Агрегирование и интеграция учебных дисциплин

Агрегирование и интеграция учебных дисциплин

Агрегирование и интеграция учебных дисциплин

Агрегирование и интеграция учебных дисциплин: необходимость изменения парадигмы высшего образования

Известно, что производственная деятельность специалиста любой сферы деятельности носит не узко предметный, а интегральный характер.

Совокупность главных интегральных умений и, в первую очередь, умение системно и интегрально мыслить интересует работодателя в современных рыночных условиях. Именно это обусловливает конкурентную способность выпускника высшего учебного заведения (ВУЗ) на рынке труда.

Вместе с тем высшей школе в нашей стране присущ ряд существенных недостатков, к которым относятся следующие: перегрузки количества учебных дисциплин, дублирование, недостаточная согласованность рабочих программ, интеллектуальная недовантаженисть, антиинтегральная сущность организации учебного процесса, почти не формируется системное интегральное мышление, в то время как именно оно является критерием качества подготовки выпускника вуза, часто царит узко предметное, а не интегрально предметное мышления преподавателей и т.д.

Заметим, что без эффективно организованного именно интегрального этапа, высшее образование нельзя считать эффективно завершенной. По нашему мнению, изменение парадигмы высшего образования должна базироваться на системном подходе к организации учебного процесса. Анализ и синтез, декомпозиция и агрегирование — это необходимые, естественные, диалектически связаны между собой элементы и соответственно процедуры системного анализа, процесса познания, образования. Анализ и синтез дополняют, но не заменяют друг друга. Системное мышление, системный подход совмещает оба эти методы.

Декомпозиция целого безусловно необходима для объяснения частей

Но главный акцент должен делаться не столько при разборе отдельных частей, в том числе учебных дисциплин, сколько на их взаимодействия, по их интеграции.

При анализе, при дифференциации, как известно, нарушается целостность системы. Если процесс получения знаний, формирования умений путем анализа не заканчивается глубоким синтезом, или ослаблена синтезирующая составляющая, то ряд граней (часто самых существенных) будущего специалиста остается несформированной.

Более сложным, трудным является процесс синтеза, процесс интеграции. На сегодняшний день при подготовке специалистов многих специальностей имеет место перекос, сильная декомпозиция (расписание целого на части), которая реализуется чрезвычайно большим количеством начальных дисциплин, часто при почти отсутствующем (слабом) агрегирования. Синтез, интеграцию частей в единое целое вынужден осуществлять главным образом студент. Студент, еще только получает образование, а не высококвалифицированные профессора и доценты. Огромное количество учебных дисциплин исказила систему управления подготовкой специалистов, сильно усложняет, перегружает и делает малоэффективной деятельность студента по формированию интегральных навыков и умений по получению системных знаний, усложняет организацию учебного процесса.

На наш взгляд, назрела необходимость изменения парадигмы высшего образования путем смещения акцентов в сторону синтеза отдельных частей познавательного процесса, в сторону их агрегирования и интеграции. Под агрегированием понимаем объединение ряда дисциплин одного направления, под интеграцией — частичное объединение нескольких дисциплин с взаимным проникновением, с «пропиткой».

При этом целесообразно объединять «мелкие» дисциплины в более «крупные» или присоединять к более «крупных»

Конечно, речь идет не о «механическое» объединение, а о слиянии дисциплин с глубокими миждисциплинарнимы связями.

Одним из естественных способов обеспечения высокого уровня интегральной образования, по нашему мнению, следует считать ряда агрегированных и интегральных дисциплин.

Введение ряда именно агрегированных и интегральных дисциплин с высоким уровнем интегральности позволит:

— существенно повысить уровень системности высшего образования, уровень системности мышления будущих специалистов,
— создаст условия для повышения качества и эффективности образования путем естественного усиления междисциплинарных связей, за счет глубокого «пропитки» специальных дисциплин методами различных фундаментальных дисциплин,
— устранить дублирование разделов, тем, отдельных вопросов,
— упростить студентам процесс интеграции всей совокупности знаний и умений в единую систему и т. д.

Выводы. В результате проведенного исследования научно обоснована необходимость изменения парадигмы высшего образования в нашей стране в современных условиях: агрегирования и интеграция учебных дисциплин вместо их декомпозиции и дифференциации.

голоса
Рейтинг статьи
Для любых предложений по сайту: childrenofrussia@cp9.ru