Технологии проектирования учебного процесса
Современные проблемы в педагогической теории и практике часто решаются путем создания и привлечения к образовательному процессу инновационных технологий и систем. Поэтому актуальным является исследование теоретических и практических аспектов внедрения технологии проектирования учебной информации преподавателем вуза в процессе профессионально-педагогической деятельности.
Тенденции развития современной педагогической науки побуждают к детальному анализу и творческого переосмысления достижений ученых в области педагогического проектирования и оптимального использования образовательных инноваций в системе подготовки будущих специалистов, в том числе учителей.
Если рассматривать проектирование в самом широком смысле, то есть определяя его как социокультурный феномен, то можно выделить основные аспекты, формирующие о нем многогранное представление. Согласно ее видение проблемы, проектирование — это:
— Деятельность по преобразованию природных явлений в искусственные предметы и процессы, удовлетворяющие человеческие потребности;
— Процесс создания представления об объекте, еще не существует;
— Выбор способа действий, подготовительные действия.
Мы склоняемся к утверждению, что понятие «педагогическое проектирование» может иметь два возможных трактовки — в широком и узком смысле. Соответственно, под педагогическим проектированием в широком смысле подразумевают конструирования теоретических и нормативных моделей на основе еще более общей теории. Педагогическое проектирование в узком смысле определяет создание конкретных проектов, непосредственно направляют практическую учебную деятельность.
Схема педагогического проекта
В целом схема педагогического проекта включает в себя следующие компоненты:
— выявление проблем с их общими признаками на основе анализа информации о среде;
— фиксация уровневых параметров результатов и сравнение их с формами работы;
— формирование предварительной диагностической гипотезы на основе первичной классификации и обработки полученной информации;
— установление внешних и внутренних причин, порождающих проблемы и отклонения;
— определение конечного результата и его окончательная интерпретация.
Исследуя вопросы проектирования учебного процесса как педагогической проблемы, можно выделить два наиболее известные подходы. Первый из них связывается с так называемым развернутым перспективным планированием, предусматривающий составление календарного плана на длительный срок или планирование системы занятий по теме, подбор задач, самостоятельных, контрольных работ, средств наглядности.
Второй подход предложен В. Монаховым и связан с собственно проектированием учебного процесса (а не планированием). Он впервые построил информационную модель учебного процесса, включая пять основных параметров. Каждый из этих параметров представляет определенную информацию об учебном процессе, предоставляя его завершен описание.
Таким образом, на основе теоретического анализа литературы приходим к выводу, что проектирование учебного процесса — это важный компонент профессиональной деятельности преподавателя, который включает педагогические действия, основанные на осознании цели деятельности, способов, приемов, методов и форм их осуществления.
А проектирования учебного процесса будущих учителей является одним из путей реализации современной парадигмы педагогического образования и важным средством обеспечения единства теории и практики. Реализация компонентов системы проектирования обеспечит оптимальную организацию взаимодействия участников учебного процесса, сделает его регулируемым и конкретизированы.