Современные тенденции развития мирового сообщества в социальном, культурном, экономическом и политическом аспектах привели к формированию международного поликультурного социума. То есть такого поликультурного пространства, в котором вместе проживают люди разной этнической, социально-экономической, лингвистической и религиозной принадлежности.
Поскольку современное общество становится более многокультурным, это вызывает недоразумения, конфликты, агрессию в межкультурных отношениях.
В психолого-педагогический литературе поликультурная компетенция трактуется как: общая способность к плодотворной жизнедеятельности в условиях полиэтнического и поликультурного общества, способность, основанная на сочетании личностных качеств, синтезированных знаниях, умениях и навыках положительной межэтнической и межкультурной взаимодействия.
Условиями формирования поликультурной компетенции магистров в высших педагогических учебных заведениях установлено: саморазвитие, интеллектуально-нравственная свобода, выбор поведения, развитие способности формулировать собственное мнение, актуализация гражданских чувств, формирование способности отстаивать свои мысли, свободное самоопределение в пространстве культуры.
Стратегия формирования поликультурной компетенции магистров предусматривает развитие их мышления. Способности выявлять противоречия, умение положительно и плодотворно взаимодействовать с представителями других культур.
Формирование поликультурной компетенции магистров
Анализ психолого-педагогической литературы и собственные научно педагогические наблюдения позволили определить факторы, влияющие на формирование поликультурной компетенции магистров. Сейчас факторами формирования поликультурной компетенции могут быть случайные, стихийные влияния социального окружения, а также целенаправленные, заранее продуманные образовательно-воспитательные воздействия.
Формирования поликультурной компетенции специалистов исторических специальностей, необходимой для осуществления профессиональной деятельности в будущем. Можно отнести к наиболее актуальных задач профессиональной педагогики, поскольку уровень их подготовки должно быть достаточно высоким.
А именно магистры исторических специальностей смогут больше осознать свою культуру в общекультурном наследстве, ее места в ней, уважении к родной культуре, государства. Понимание того, что мир постоянно меняется; понимание проблем, стоящих перед цивилизацией и их последствий. Способность толерантно воспринимать другие культуры, но и и взаимодействия с разными людьми позволит опираться на систему поведенческих норм, основанных на готовности к диалогу культур, терпимости, толерантности.
На основе вышеизложенного можно сделать вывод. Поликультурная компетенция является важной составляющей профессиональной подготовки магистров в высших учебных заведениях, поскольку функции современного педагога включают общение с внешним миром (международные конференции, семинары, поездки, обмен опытом) и привлечения к этой деятельности учащихся.